То, за что человек умирает, не всегда бывает правдой.
Оскар Уайльд
 
 

+ "Когнитивная наука: основы психологии познания. В 2-х томах. Величковский Б.М. Первое издание 2006"

Содержание том 1
Содержание том 2


ТОМ 1

ОТ АВТОРА....................................................... 10

СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ
АЛЕКСАНДРА РОМАНОВИЧА ЛУРИЯ..................................... 13

ВВЕДЕНИЕ ....................................................... 14

ГЛАВА 1. ИСТОКИ КОГНИТИВНОЙ НАУКИ .............................. 24
1.1 Основные философские традиции .............................. 27
1.1.1 Культ механического естествознания ....................... 27
1.1.2 Эмпиризм и рационализм ................................... 31
1.1.3 Критика самонаблюдения и чистого разума .................. 36

1.2 Ранняя экспериментальная психология......................... 40
1.2.1 Первые методические подходы .............................. 40
1.2.2 Вильгельм Вундт и основание психологии.................... 42
1.2.3 Первый кризис научной психологии ......................... 46

1.3 Поведенческие и физикалистские направления ................. 53
1.3.1 Психология как наука о поведении и физических
гештальтах ..................................................... 53
1.3.2 Опыт галилеевской перестройки психологии ................. 57
1.3.3 Второй кризис научной психологии ......................... 61
1.4 Европейский идеал романтической науки ...................... 69
1.4.1 Романтизм как антитезис позитивизму ...................... 69
1.4.2 От натурфилософии к нейропсихологии....................... 76
1.4.3 Вклад физиологии и психологии деятельности ............... 81


ГЛАВА 2. ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДХОДОВ................................. 90

2.1 Информационный подход ...................................... 93
2.1.1 Кибернетика и статистическая теория связи ................ 93
2.1.2 Инженерная психология и ее эволюция ...................... 97
2.1.3 Поиски ограничений пропускной способности................. 103

2.2 Компьютерная метафора ...................................... 108
2.2.1 Ментальные модели и аналогия с компьютером................ 108
2.2.2 "Когнитивная психология" Улрика Найссера ................. 116
2.2.3 Принципы символьного подхода ............................. 118

2.3 Модулярность познания и коннекционизм ...................... 126
2.3.1 Идея специализации обработки.............................. 126
2.3.2 Гипотеза модулярности: вклад Джерри Фодора ............... 129
2.3.3 Нейронные сети в психологии .............................. 135

2.4 Усиливающееся влияние нейронаук ............................ 141
2.4.1 Интерес к нейропсихологическим данным .................... 141
2.4.2 Новые методы и старые проблемы ........................... 146
2.4.3 Нейробиологические модели познания ....................... 153


ГЛАВА 3. СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ........................ 162

3.1 Пространство и время восприятия ............................ 165
3.1.1 Зрительная пространственная локализация .................. 165
3.1.2 Восприятие движения и времени ............................ 174
3.1.3 Перцептивные взаимодействия и маскировка ................. 187

3.2 Взлет и падение "иконы" .................................... 194
3.2.1 Иконическая память ....................................... 194
3.2.2 Эхоическая память ........................................ 199
3.2.3 Микрогенез как альтернатива .............................. 202

3.3 Распознавание конфигураций ................................. 208
3.3.1 Традиционные психологические подходы ..................... 208
3.3.2 Влияние нейронаук и информатики .......................... 216
3.3.3 Роль предметности и семантический контекст ............... 222

3.4. Восприятие и действие ..................................... 233
3.4.1 Сенсомоторные основы восприятия
(и наоборот) ................................................... 233
3.4.2 Уровни восприятия......................................... 241
3.4.3 Развитие и специализация восприятия ...................... 249


ГЛАВА 4. СОЗНАНИЕ И КОНТРОЛЬ ДЕЙСТВИЯ .......................... 256

4.1 Селективность восприятия и структурные модели .............. 259
4.1.1 Определение понятий и ранние модели ...................... 259
4.1.2 Где расположен фильтр? ................................... 264
4.1.3 Зрительное селективное внимание .......................... 271

4.2 "Творческий синтез" как альтернатива........................ 280
4.2.1 Позитивная трактовка внимания............................. 280
4.2.2 Внимание как умственное усилие и ресурсные модели 285
4.2.3 Проблема интеграции признаков ............................ 291

4.3 Автоматические и контролируемые процессы ................... 299
4.3.1 Внимание как внутренний контроль ......................... 299
4.3.2 Критерии выделения автоматизмов .......................... 305
4.3.3 Двухуровневые модели, их критика
и альтернативы ................................................. 309

4.4 Сознание и внимание в структуре деятельности ............... 319
4.4.1 Непроизвольное (экзогенное) внимание ..................... 319
4.4.2 Произвольное внимание и контроль действия ................ 327
4.4.3 Нейрофилософия и нейропсихология сознания ................ 334


ГЛАВА 5. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПАМЯТИ ....................... 346

5.1 Основные подходы и феномены................................. 349
5.1.1 Анализ ошибок: узнавание и воспроизведение ............... 349
5.1.2 Анализ времени реакции: поиск в памяти.................... 356
5.1.3 Непрямые методы: имплицитная память ...................... 361

5.2 Теории непосредственного запоминания........................ 367
5.2.1 Трехкомпонентные модели .................................. 367
5.2.2 Теория уровней обработки ................................. 375
5.2.3 Эволюция модели рабочей памяти ........................... 382

5.3 Системы и уровни памяти .................................... 391
5.3.1 Теория двойного кодирования .............................. 391
5.3.2 Системы памяти: модель 2000+ ............................. 399
5.3.3 От уровней памяти к стратификации познания ............... 408

5.4 Память в повседневном контексте ............................ 414
5.4.1 Амнезии обыденной жизни................................... 414
5.4.2 Обучение и формирование навыков .......................... 424
5.4.3 Развитие, старение и распад............................... 436


ТОМ 2

ГЛАВА 6. КАТЕГОРИЗАЦИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ .................. 10

6.1 Формальные и эмпирические подходы .......................... 13
6.1.1 Логика и проблема имплицитного знания .................... 13
6.1.2 Психологические методы исследования....................... 22
6.1.3 Нейропсихологические исследования ........................ 27

6.2 Категориальная организация знаний .......................... 31
6.2.1 Семантические сети и пространства ........................ 31
6.2.2 Понятия базового уровня .................................. 34
6.2.3 Роль примеров и ситуативных факторов ..................... 38

6.3 Межкатегориальная организация .............................. 44
6.3.1 Онтологии, схемы и образы ................................ 44
6.3.2 Репрезентация пространственного окружения ................ 57
6.3.3 Сценарии и грамматики историй ............................ 62

6.4 От представления знаний к мышлению ......................... 69
6.4.1 Глобальные когнитивные модели ............................ 69
6.4.2 Теория перцептивных символьных систем..................... 76
6.4.3 Наивная физика и психология обыденного сознания .......... 82


ГЛАВА 7. КОММУНИКАЦИЯ И РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ ..................... 92

7.1 Восприятие и порождение речи ............................... 95
7.1.1 Фонологическое восприятие................................. 95
7.1.2 Развитие языка и речевых действий ........................ 101
7.1.3 Нейропсихологические синдромы и модели
порождения...................................................... 110

7.2 Анализ процессов чтения .................................... 117
7.2.1 Развитие навыков чтения .................................. 117
7.2.2 Модели и нейропсихология чтения .......................... 123
7.2.3 Движения глаз при чтении ................................. 127

7.3 Когнитивные исследования грамматики ........................ 131
7.3.1 Проверка трансформационной модели ........................ 131
7.3.2 От глубинной семантики к когнитивной
грамматике ..................................................... 139
7.3.3 Современные модели и данные
нейролингвистики ............................................... 149

7.4 Прагматика коммуникативных ситуаций ........................ 154
7.4.1 Принцип кооперативности и понимание....................... 154
7.4.2 Несовпадение значения и смысла............................ 161
7.4.3 Технологические применения прагматики..................... 169


ГЛАВА 8. МЫШЛЕНИЕ И МЕТАПОЗНАНИЕ................................ 176

8.1 Высшие познавательные функции .............................. 179
8.1.1 Разнообразие подходов и моделей .......................... 179
8.1.2 Мышление и речь - мышление для речи....................... 188
8.1.3 Метапознание и творческое воображение .................... 196
8.2 Процессы и модели умозаключений ............................ 206
8.2.1 Индукция, аналогия и прогноз ............................. 206
8.2.2 Дедуктивные умозаключения ................................ 215
8.2.3 Специализация и прагматика умозаключений ................. 221

8.3 Процессы решения задач ..................................... 229
8.3.1 Решение малых мыслительных задач ......................... 229
8.3.2 Сложные проблемы, творчество и открытие .................. 235
8.3.3 Решение задач экспертами ................................. 244

8.4. Принятие решений и структура интеллекта ................... 250
8.4.1 Эвристики и принятие решений.............................. 250
8.4.2 Новые веяния в исследованиях решений ..................... 257
8.4.3 Функциональная структура интеллекта ...................... 268


ГЛАВА 9. ПЕРСПЕКТИВЫ КОГНИТИВНОЙ НАУКИ.......................... 280

9.1 От дуализма Декарта к новой монадологии .................... 283
9.1.1 Третий кризис научной психологии.......................... 283
9.1.2 Произвольность формальных моделей ........................ 289
9.1.3 Нейрокогнитивизм и теория идентичности ................... 294

9.2 Перспектива методологического солипсизма ................... 301
9.2.1 Искусственный интеллект и человеческий разум ............. 301
9.2.2 Философия искусственного интеллекта ...................... 307
9.2.3 Виртуальные формы жизни .................................. 314

9.3 Перспектива прямого реализма ............................... 319
9.3.1 Экологический подход: вклад Джи Джи Гибсона .............. 319
9.3.2 Исследования ситуативного действия ....................... 325
9.3.3 Телесная заземленность познания .......................... 330

9.4 Перспектива методологического плюрализма ................... 335
9.4.1 Разнообразие подходов и моделей .......................... 335
9.4.2 Вертикальная интеграция и парадигмы развития ............. 344
9.4.3 Когнитивноаффективная наука ............................. 355

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................... 372
ЛИТЕРАТУРА ..................................................... 380
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ........................................... 410

Другие книги серии:

  Всего книг в серии:1

ДРУГИЕ КНИГИ СЕРИИ

ВСЕ СЕРИИ

 

 

($author); ?>