Имя Абрахама Маслоу, одного из крупнейших мыслителей ХХ
столетия, по странному стечению обстоятельств в нашей стране
известно лишь узкому кругу специалистов. Причем известно
преимущественно понаслышке, поскольку до недавнего времени его
труды на русский язык не переводились. Этому трудно найти
разумное объяснение, так как даже в советские времена Маслоу если
и удостаивался упреков, то лишь в "абстрактном гуманизме".
Времена изменились, однако труды Маслоу так и остались для
отечественного читателя за се мью печатями: судя по всему,
гуманизм так в моду и не вошел. Хочется верить, что сегодня
обозначилась иная тенденция.
"Новые рубежи человеческой природы" - последняя работа
А. Маслоу. Ее он написал незадолго до смерти, фактически обобщив
в ней свою концепцию личности. По популярности эта книга не может
соперничать с его наиболее известной работой "Мотивация и
личность" (по сей день на русский язык не переведенной). С
теорией Маслоу отечественные психологи обычно знакомятся по
кратким рефератам книги "Мотивация и личность", в которой автор
изложил свое представление об иерархической структуре
человеческих потребностей, а также свою концепцию
самоактуализации. Мало кому известно, что сам Маслоу впоследствии
критически переосмыслил эту концепцию и значительно ее изменил.
Маслоу, который нам известен (если известен), - это "ранний
Маслоу". "Новые рубежи" позволяют нам ознакомиться с его теорией
в окончательном, завершенном варианте.
Подход Маслоу кардинально расходится с наиболее влиятельными
психологическими течениями - бихевиоризмом и психоанализом. Автор
не желает рассматривать психику ни как набор рефлекторных
реакций, ни как клубок инстинктивных влечений. В человеке Маслоу
прив лекают подлинно человеческие качества, которые невозможно
выявить ни в скиннеровском "проблемном ящике", ни на кушетке
психоаналитика.
Прочитав эту книгу, психолог наконец с помощью
первоисточника сможет разобраться, что же такое потребности
дефицита и потребности бытия, кого можно считать здоровой
личностью, в чем состоит подлинная самоактуализация.
Может возникнуть впечатление, что подобные идеи носят скорее
философский характер и весьма далеки от практической конкретики.
Внимательное знакомство с книгой развеивает такое предубеждение.
В частности, школьный психолог сможет по-новому взглянуть на мн
огие профессиональные проблемы.
Пусть читателя не смущает некоторая тяжеловесность и
изощренность стиля. Маслоу действительно грешит склонностью к
экзотическим терминам (эвпсихия, трансценденция, метамотивация и
т. п.). А чего стоят наборы однородных членов предложения длиною
в три стр оки! Переводчикам пришлось немало потрудиться, чтобы
трудночитаемый текст Маслоу внятно звучал по-русски (и надо
отдать им должное: со своей задачей они справились очень хорошо).
Иному читателю может показаться, что рассуждения автора о
самоактуализирующейся личности преисполнены избыточного
энтузиазма и далеки от реальности. Маслоу сам отдает себе отчет,
что самоактуализирующаяся личность - скорее исключение, чем
правило. Это то т идеал, до которого большинство из нас, к
сожалению, пока не дотянулось, но который стоит того, чтобы к
нему стремиться. В конце концов хочется видеть не только слякоть
под ногами, но и проблески света на горизонте. И спасибо мудрому
человеку, зовущему нас к этим "новым рубежам".
Сергей СТЕПАНОВ
http://www.1september.ru/ru/psy/books/spisok1.htm