Нет человечности без преодоления подлости, и нет подлости без преодоления человечности.
Фазиль Искандер
 
 

+ "НОВЫЕ РУБЕЖИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ А.Маслоу, Первое издание 1999, 430 с."

Имя Абрахама Маслоу, одного из крупнейших мыслителей ХХ столетия, по странному стечению обстоятельств в нашей стране известно лишь узкому кругу специалистов. Причем известно преимущественно понаслышке, поскольку до недавнего времени его труды на русский язык не переводились. Этому трудно найти разумное объяснение, так как даже в советские времена Маслоу если и удостаивался упреков, то лишь в "абстрактном гуманизме". Времена изменились, однако труды Маслоу так и остались для отечественного читателя за се мью печатями: судя по всему, гуманизм так в моду и не вошел. Хочется верить, что сегодня обозначилась иная тенденция.

"Новые рубежи человеческой природы" - последняя работа А. Маслоу. Ее он написал незадолго до смерти, фактически обобщив в ней свою концепцию личности. По популярности эта книга не может соперничать с его наиболее известной работой "Мотивация и личность" (по сей день на русский язык не переведенной). С теорией Маслоу отечественные психологи обычно знакомятся по кратким рефератам книги "Мотивация и личность", в которой автор изложил свое представление об иерархической структуре человеческих потребностей, а также свою концепцию самоактуализации. Мало кому известно, что сам Маслоу впоследствии критически переосмыслил эту концепцию и значительно ее изменил.

Маслоу, который нам известен (если известен), - это "ранний Маслоу". "Новые рубежи" позволяют нам ознакомиться с его теорией в окончательном, завершенном варианте.

Подход Маслоу кардинально расходится с наиболее влиятельными психологическими течениями - бихевиоризмом и психоанализом. Автор не желает рассматривать психику ни как набор рефлекторных реакций, ни как клубок инстинктивных влечений. В человеке Маслоу прив лекают подлинно человеческие качества, которые невозможно выявить ни в скиннеровском "проблемном ящике", ни на кушетке психоаналитика.

Прочитав эту книгу, психолог наконец с помощью первоисточника сможет разобраться, что же такое потребности дефицита и потребности бытия, кого можно считать здоровой личностью, в чем состоит подлинная самоактуализация.

Может возникнуть впечатление, что подобные идеи носят скорее философский характер и весьма далеки от практической конкретики. Внимательное знакомство с книгой развеивает такое предубеждение. В частности, школьный психолог сможет по-новому взглянуть на мн огие профессиональные проблемы.

Пусть читателя не смущает некоторая тяжеловесность и изощренность стиля. Маслоу действительно грешит склонностью к экзотическим терминам (эвпсихия, трансценденция, метамотивация и т. п.). А чего стоят наборы однородных членов предложения длиною в три стр оки! Переводчикам пришлось немало потрудиться, чтобы трудночитаемый текст Маслоу внятно звучал по-русски (и надо отдать им должное: со своей задачей они справились очень хорошо).

Иному читателю может показаться, что рассуждения автора о самоактуализирующейся личности преисполнены избыточного энтузиазма и далеки от реальности. Маслоу сам отдает себе отчет, что самоактуализирующаяся личность - скорее исключение, чем правило. Это то т идеал, до которого большинство из нас, к сожалению, пока не дотянулось, но который стоит того, чтобы к нему стремиться. В конце концов хочется видеть не только слякоть под ногами, но и проблески света на горизонте. И спасибо мудрому человеку, зовущему нас к этим "новым рубежам".

Сергей СТЕПАНОВ

http://www.1september.ru/ru/psy/books/spisok1.htm

Другие книги серии:

  Всего книг в серии:6

ДРУГИЕ КНИГИ СЕРИИ

ВСЕ СЕРИИ