Если бы не вторая часть названия, подчеркивающая
принадлежность книги к психологической науке, не сразу стало бы
ясно, к какой отрасли знания она относится. Действительно, сфера
употребления слова "стиль" так широка, что и авторы данной работы
считают эт о понятие междисциплинарным, входящим в категориальный
аппарат философии, литературы, искусствоведения, лингвистики,
биологии. Поэтому под одной обложкой собраны исследования как
известных ученых-психологов (Л.Я. Дорфман, В.Н. Дружинин, Д.А.
Леонтьев и д р.), так и философов (М.В. Петров), искусствоведов
(П.Г. Попов), медиков (Л.Н. Собчик). Приоритет психологии в
разработке стилевой проблематики связан с общепризнанным среди
исследователей положением об обусловленности стилевых
закономерностей свойствами человеческой индивидуальности.
Постулат о тождественности личности и ее поведения, еще в
XVIII веке получивший законченное выражение в знаменитой формуле
Г. де Бюффона: "Стиль - это человек!", из области
литературоведения и искусствознания трансформировался в ряд
психологических теори й. Среди их авторов выдающиеся ученые:
А.Адлер, Г.Олпорт, Г.Роршах. В их исследованиях понятия
"индивидуальность", "стиль", "жизнедеятельность" фактически
отождествляются.
А.В. Либин, редактор данного издания, констатирует, что в
России исследования в области стиля развивались не менее успешно,
чем на Западе. У нас они активно ведутся начиная с 60-х годов. Их
методологическая основа включает элементы деятельностной парадиг
мы А.Н. Леонтьева (1977), концепции интегральной индивидуальности
В.С. Мерлина (1986) и типологического подхода к анализу свойств
нервной системы, разрабатываемого в школе Б.М. Теплова (1986) -
В.Д. Небылицына (1991).
Представления, суждения, гипотезы авторов коллективной
монографии вносят существенный вклад в развитие обсуждаемой
области знаний. Они ищут ответы на вопросы: в каких формах
реализуется взаимодействие "человек - окружающий мир", как
сопрягаются между соб ой субъективные предпочтения, общие
закономерности психики и объективные условия; что общего между
когнитивным стилем, индивидуальным стилем деятельности, стилем
руководства и стилем совладания с трудными ситуациями и др.
Выстраивается весьма непростая к артина.
Книга имеет сугубо научный характер. В ней анализируются
результаты сложных научных исследований. Ее язык насыщен
специальными терминами, а разъяснение идей, результатов дается с
помощью схем, моделей, таблиц. Это нелегкое чтение. Да и
восприятие информа ции, содержащейся в книге, трудно назвать
чтением в прямом смысле этого слова. Это может быть обдумывание,
изучение, конспектирование, обсуждение. Впрочем, подобное
замечание относится к любой серьезной научной книге.
Возможно, практический психолог скажет - это не для меня,
пусть читают "академики". Но стоит, наверное, задуматься над
словами редактора этой книги: "Конечно, куда приятнее было бы
следовать устоявшимся канонам - это экономит и время, и энергию,
если бы. .. удалось забыть о непримиримом противоречии между
движением и стагнацией, прогрессом и регрессом, развитием и
редукцией".
И конечно, у вас есть право выбирать свой стиль жизни.
Однако не следует забывать, что стиль возникает только там, где
есть свобода самовыражения.
Ирина АРТЮХОВА
http://www.1september.ru/ru/psy/books/spisok1.htm