Книга А.В. Либина "Дифференциальная психология" является в известном смысле
уникальной. Дело в том, что на протяжении долгих лет в отечественной
психологии проблема индивидуальных различий, за исключением типологических
особенностей ЦНС, не только не ставилась, но и трепетно замалчивалась.
С падением идеологических препон психологи словно спохватились:
ведь индивидуальность - это, по сути дела, самое интересное в психологии!
Стали появляться разрозненные работы по некоторым конкретным аспектам
дифференциальной психологии. Однако капитального обобща-ющего труда по этой
теме не было по сей день. И вот он появился.
Книга аннотирована как учебник, и в этом качестве, безусловно, будет полезна
всем, изучающим психологию. В то же время в ней отсутствует менторская
назидательность и претензия на истину в последней инстанции.
Фактически работа А.В. Либина представляет собой обширный свод информации по
проблемам дифференциальной психологии. Однако, как известно, попытки
составить такой свод чреваты созданием бессистемной свалки фактов.
В данном случае автору успешно удается избежать этой опасности и преподнести
материал в строго продуманной системе. В отличие от традиционного для
отечественной науки противопоставления "правильных" и "неправильных"
концепций, автор избирает конструктивный подход - аналитическое сопоставление
европейских, американских и российских традиций. Взаимодополняющее
сочетание этих тенденций, вероятно, и составляет перспективное направление
развития дифференциальной психологии.
В предисловии указывается, что теоретической предпосылкой создания книги
послужила гипотеза о том, что анализ различий между людьми является
более эффективным в контексте изучения основных тенденций общей и
социальной психологии. Поэтому большинство рассматриваемых тем,
посвященных сенсорным, перцептивным, когнитивным, регулятивным, эмоциональным
или личностным различиям, так же как и обсуждение проблем развития и
природно-социальной детерминации индивидуальности, тесно связаны с
соответствующими разделами из смежных областей психологического знания.
Это нашло свое отражение в структуре книги, в логике изложения материала.
Для многих читателей, которые по традиции представляют круг
дифференциально-психологических проблем довольно узким, будет открытием
его расширение до такой степени, что в него оказываются включены разнообразные
вопросы из иных, казалось бы, областей знания - психопатологии, семейных
отношений, лидерства и профессиональной компетентности, школьного обучения и
жизненной успешности, не говоря уже о проблемах половых и этнических различий.
Стиль изложения материала во многом определяется авторским замыслом: работа
А.В. Либина представляет собой обращение психолога к психологам.
Книга чрезвычайно интересна, но необходимо учитывать, что восприятие
ее может быть за-труднено, если читатель недостаточно знаком с психологической
терминологией.
Небезынтересный штрих: по словам автора, книга возникла в результате его
потребности в познании собственной индивидуальности. А.В. Либин не указывает,
насколько ему удалось приблизиться к этой цели, но то, что он оказал огромную
помощь читателю, устремленному в том же направлении, - факт несомненный.
Сергей СТЕПАНОВ
http://www.1september.ru/ru/psy/books/spisok1.htm