Личность - возможность самой себя, которая не исчерпывается никакой самореализацией.
Михаил Эпштейн
 
 

+ "Мотивация, действие и перспектива будущего. Нюттен Ж., Первое издание 2004.- 607 с."

В книгу включены основные работы крупнейшего европейского психолога, автора оригинального теоретического и методического подхода к изучению мотивации и временной перспективы. В работе "Мотивация, планирование и действие" автор разворачивает теорию человеческой мотивации - от отношения индивида с миром, до конкретных поведенческих целей и планов. В работе "Мотивация и перспектива будущего" изложено методология и методика изучения качественного содержания мотивации и характеристик временной перспективы. В изданиие включен обзор новейших исследований в русле концепции Нюттена.




ПРЕДИСЛОВИЕ

Бельгийский психолог Жозеф Нюттен (1909-1988) входит в число наиболее крупных и авторитетных психологов Европы второй половины XX века. Однако не это делает его таким интересным для нас сегодня. Мало кто из его современников отличался такой же самостоятельностью и независимостью в выборе путей продвижения психологического знания и такой же целенаправленностью и методичностью в движении по ним. Планирование, действие, самореализация, перспектива будущего - все это ключевые слова не только теории Нюттена, но и его жизни.

Нюттен получил изначально теологическое и философ-ское образование, был не только ученым, но и священником (каноником), и это наложило отпечаток на всю его последующую работу в области психологии, основная часть которой проходила на поле, распаханном всемогущим бихевиоризмом, выбросившим душу из сферы интересов психологии. Хотя в научных текстах Нюттена вопросы религии никак не присутствуют, он вступился за душу человека - и отстоял ее.

Уже с самых первых своих исследований в области психологии научения, относящихся к концу 1930 - началу 1940-х годов, он отважно вводит в исследование процессов научения неприемлемое для бихевиористов информационно-когнитивное измерение, показывая, что подкрепление оказывает свое влияние на научение не столько в силу условных связей, сколько в силу его инструментальных связей со значимыми для индивида целями, бросив вызов одному из законов Торндайка! История этого цикла работ хорошо отражена во включенной в данное издание статье М. Абреу, М. Пайшау и В. Ленса. Но самое интересное начинается позже, когда в пятидесятые годы Нюттен переключается на общие вопросы психологии мотивации, в шестидесятые - на вопросы психологии личности, а во второй половине семидесятых сосредоточивается на том, с чем его имя преимущественно ассоциируется сегодня - на исследовании перспективы будущего и ее роли в поведении человека.

С 1946 года и до самой смерти он работал в Лувенском католическом университете, где он сделал первую в Бельгии программу психологического образования, стал первым деканом факультета психологии и педагогики, основал Психологический институт и Центр исследований мотивации и временной перспективы. Нюттен получил ряд престижных международных премий, в 1972 году был избран прези-дентом Международного союза научной психологии. Книги Нюттена переведены на многие языки, активные группы его учеников и последователей работают сейчас не только в Бель-гии, но и в Норвегии, Португалии, Польше.

В теории мотивации Нюттена соединились целый ряд различных и зачастую конфликтовавших между собой традиций в исследовании мотивации: бихевиористская, психодинамическая, гуманистическая и когнитивистская. В числе своих учителей и предшественников Нюттен называет Р. Вудвортса, К. Левина, Г. Мюррея. И действительно, теория Ж. Нюттена во многом преодолевает односторонность предшествующих подходов и предлагает интегративную объяснительную модель мотивационных процессов. Критикуя бихевиоризм за недооценку сознательных и разумных моментов в человеческой мотивации, психоанализ - за механистичность, когнитивную психологию - за изоляцию сознания человека от жизненного мира, <отношенческая> теория Нюттена охватывает практически все основные проблемы психологии мотивации, увязывает их в единую теоретическую систему, выдержанную в единой логике, обходится минимумом исходных аксиоматических допущений и непротиворечиво стыкуется с большинством других подходов, существенно превосходя их по своим объяснительным возможностям.

Исходной точкой для Ж. Нюттена выступает система вза-имодействий индивид-мир. <Вместо того, чтобы начинать с двух реальностей, которые, будучи уже существующими, вступают в контакт друг с другом, мы исходим из самой системы отношений, в которой личность и среда выступают как два полюса. Рассмотрение личности и среды вне этой системы отношений бесплодно для анализа поведения> ( Nuttin , 1984, c. 58). Ж. Нюттен говорит даже о взаимодействии с миром как о базовой потребности организма. Но эта потребность, очевидно, не рядоположена всем остальным потребностям, которые представляют собой конкретные формы этого взаимодействия. <Фунда-ментальные потребности суть наиболее общие модаль-ности или темы отношений, в которых индивиды нуждаются и которые они ищут в бесчисленных конкретных формах поведенческих контактов с их миром> ( Nuttin , 1957, c. 190).

Основные характеристики потребности, по Нюттену, можно свести к трем, обозначив их как предметность, неадаптивность и гетерархичность. Предметность потребностей вытекает непосредственно из их понимания как формы отношений индивида с миром. <Потребности присущи индивиду в связи с комплементарностью, которая характеризует два полюса единства "индивид-среда"> ( Nuttin , 1984, c. 60). Внешний полюс этого единства задается предметами (в широком смысле слова) или ситуациями, обладающими для индивида смыслом. Сами потребности оказываются зависящими от окружающей ситуации. Если ситуация угрожающая, индивид стремится к самосохранению, если на него нападают - он защищается, если социальные условия кажутся неустойчивыми, он стремится к межличностному комфорту, а если устойчивыми - к саморазвитию. Мотивация характеризуется прежде всего целевой направленностью, она дает не каузальное, а телео-логическое объяснение. Фундаментальная ориентация потребностей, согласно Ж. Нюттену, является врож-денной, однако она развивается и конкретизируется в бесчисленном разнообразии конкретных мотивов и целевых объектов. При этом интенсивность мотивации является <функцией природы объекта и его отношения к индивиду> ( там же , с. 83).

Неадаптивность человеческих потребностей в теории Ж. Нюттена сближает последнюю со взглядами Олпорта и других представителей гуманистической психологии (Гольд-штейна, Роджерса, Маслоу). Согласно Нюттену, человек не только приспосабливается к миру, но и адаптирует мир к своим планам, проектам и потребностям. Мотивацию человека нельзя понять, рассматривая ее в узких рамках био-логических адаптивных процессов. <Адаптацию скорее следует рассматривать как вторичный механизм, вторичный в том смысле, что он обслуживает более фундаментальный дина-мизм. Этот фундаментальный динамизм - не адаптация себя к миру, а реализация себя в мире> ( Nuttin , 1967, c. 135).

Наконец, принцип гетерархичности гласит, что хотя существуют качественно разные потребности, относящиеся к различным уровням взаимодейстия с миром, одни виды потребностей нельзя вывести из других. <Модель взаимотношений создает здоровую основу для различения физиологических и психологических потребностей без априорного подчинения последних первым> ( Nuttin , 1984, c. 63). Конечную основу социальных, познавательных и идеологических мотиваций человека нельзя проследить до уровня тканей или физиологической стимуляции... Она прямо связана с высшими уровнями самого человеческого функционирования> ( там же , с. 79). С другой стороны, Ж. Нюттен неоднократно подчеркивает, что попытки инвентаризировать потребности, составить их список лишены смысла, поскольку результаты будут зависеть лишь от уровня абстрагирования, выбранного исследователем. Тем не менее Нюттен не избежал искушения или необходимости описать некоторые конкретные потребности.

Ж. Нюттен начинает с констатации присутствия в человеческой мотивации двух разнонаправленных тенденций. <Первая связана с самодетерминацией, самоактуализацией, потребностью в достижении, самозащите, самосо-хранении и т.д. Вторая - с самоотдачей, потребностью в контакте, в аффилиации, в причастности, в единении и любви> ( Nuttin , 1957, c. 191). Эти потребности можно рассматривать как аспекты более фундаментальных направленностей поведения. Они тесно связаны между собой и всегда присутствуют в конкретной мотивационной структуре. В частности, они по-разному проявляются на разных уровнях психической жизни. Нюттен описывает три таких уровня: психофизиологический, социальный и духовный. Психические процессы на психофизиологическом уровне являются лишь оборотной стороной психофизиологических процессов в организме; на социальном уровне психическая реальность представляет нам мир, в котором мы живем, который мы понимаем и который имеет для нас смысл; духовный аспект психической активности связан с представлением о трансцендентных по отношению к мате-риальному миру ценностных реалиях, которые придают жизни человека надмирской характер ( Nuttin , 1962, c. 244-246). Соответственно на первом уровне две выше названные тенденции образуют базовую потребность в витальном развитии и биологическом контакте, на втором уровне - потребность в развитии личности и психосоци-аль-ном контакте и на третьем, высшем уровне - потребность в экзистенциальной опоре и универсальной интеграции.

Наконец, еще один чрезвычайно важный аспект теории Нюттена касается трансформации потребностей в цели, планы и поведенческие проекты. Эта трансформация представляет собой когнитивную переработку потребностей, взаимодействие мотивационных и когнитивных процессов. В результате этой переработки потребности не только конкретизируются. Они перестают быть <иррациональными>, какими они были до когнитивной переработки, и интегрируются с динамическим самоотношением и системой ценностей индивида. <Трансформируясь в цели и проекты, потребность приобретает личностный характер. Итоговая цель - это моя цель, а поведение, преследующее ее, - это мое действие> ( Nuttin , 1984, c. 179).

Тогда же побуждения обретают временную перспективу, перспективу будущего, которую Ж. Нюттен характеризует как пространcтво, в котором строится когнитивно переработанная мотивация человеческой деятельности. Временную перспективу Нюттен понимает как временное измерение поведенческого мира, рассматривая способность человека ставить и осуществлять отдаленные во времени цели как важную сущностную характеристику человека. Перспектива будущего связана с мотивацией, более того, именно будущее является <пространством мотивации>. Согласно Ж. Нюттену, временная перспектива задается объектами, локализованными во времени. Именно эти объекты играют роль детерминант, регулирующих поведение. Представление цели, связанной с некоторой потребностью, неотделимо от локализации этой цели в некоторой точке будущего и, тем самым, от внесения временного измерения в динамику поведенческого акта. При этом локализация целевых объектов в будущем не является лишь процессом антиципации или ожидания. <Будущее является "психологическим пространством", в котором потребности человека подвергаются когнитивной переработке в отдаленные цели и поведенческие проекты. В этом смысле умозрительный конструкт "будущее" есть место строительства поведения и развития человека> ( Nuttin , 1985, с. 40). Ориентация на будущее рассматривается сегодня последователями Нюттена как важная личностная переменная или черта.

Теория временной перспективы Нюттена неразрывна с разработанным им исследовательским методом мотивационной индукции (ММИ) - вариантом метода неоконченных предложений, предназначенным для изучения содержания мотивации и временной перспективы через анализ целей, сформулированных самими испытуемыми.

Работы Нюттена недостаточно хорошо известны у нас в стране, хотя целый ряд специалистов обращали на них самое пристальное внимание. Это тем более удивительно, если учитывать многочисленные содержательные переклички идей Нюттена с идеями ведущих отечественных психологов, в первую очередь С.Л. Рубинштейна (1997) и А.Н. Леонтьева (1977). С поздними идеями Рубинштейна Нюттена роднит базовая онтология человека и мира, взаимозависимых друг от друга. В теории Нюттена, как и у позднего Рубинштейна, индивид является лишь одним полюсом целостной системы <индивид-мир> и не обладает автономным функционированием в отрыве от второго полюса. С А.Н. Леонтьевым Нюттена связывали не только многочисленные переклички в их взглядах на мотивацию, высшие потребности, трансформацию потребностей в мотивы и цели, роль смысла в регуляции деятельности и др., но и тесные дружеские отношения, постоянная переписка. Многие отечественные психологи черпали сведения о западных исследованиях и подходах в области психологии мотивации из написанного Нюттеном раздела <Мотивация> фундаментального многотомного руководства <Экспериментальная психология> под редакцией Пола Фресса и Жана Пиаже, переведенного на русский язык ( Нюттен , 1975). К сожа-лению, этот раздел до сих пор оста-вался единст-венной ра-ботой Нюттена, переведенной на русский язык. Тем не менее, оригинальная теория и мето-дический подход Нюттена в -80-е годы не прошли мимо внимания оте-чественных авторов, получив отражение в публикациях Б.В. Зейгарник, А.Б. Ор-лова, Н.Н. Толстых и др.

Предпринимались и попытки использовать методи-ческий подход Нюттена к исследованию мотивации и вре-менной перспективы. Отталкиваясь от этого подхода, Н.Н. Толстых (1989) выполнила ряд интересных исследований мотивации и временной перспективы у подростков. Автор данной вступительной статьи еще с середины 80-х годов интересовался возможностями использования ММИ для изучения мотивации подростков и взрослых, сделав русскоязычный вариант этой методики, который применялся в разнообразных исследованиях. Так, в диссертационной работе Ю.А. Васильевой (1995, 1997) сравнивались данные по ММИ у делинквентных подростков и подростков, не имевших конфликтов с законом. Из числа содержательных категорий анализа мотивации различия обнаружились по довольно многим. У делинквентов гораздо чаще встречаются мотивационные объекты, относящиеся к <Я> ( S ), ожиданиям чего-либо от других ( C 2 ), а также ситуационные ( Tt ) и неклассифицируемые ( U ) ответы. Напротив, гораздо реже у них встречаются мотивационные объекты, относящиеся к профессиональной деятельности ( R 3 ), самореализации ( SR ), познанию ( E ), досугу ( L ). По временной локализации мотивационных объектов различия оказались столь же яркими. У делинквентов вдвое чаще цели локализованы в настоящем и настолько же реже - в конкретном будущем и вне времени. Эти данные хорошо согласуются с результатами других использованных в этом исследовании методик. Делинквентному подростку свойственно восприятие себя как человека пассивного, интеллектуально ленивого, зависящего от воли обстоятельств и других людей, мало влияющего на ход событий, склонного <жить сегодняшним днем>. Делинквенты демонстрируют преобладающую фиксацию на настоящем в сочетании со слабой ориентацией на будущее, а также слабой ориентацией на вневременную (ценностную) перспективу. У них также наблюдается большой удельный вес чрезмерно абстрактных и не поддающихся классификации ответов, что может свидетельствовать об аморфности целей и временной перспективы этой группы испытуемых.

В работе Д.А. Леонтьева и М.А. Филатовой (1999) был выявлен ряд корреляционных связей содержательных и временных показателей ММИ с индикаторами МПС ( Леонтьев , 1999) - методики предельных смыслов, отражающей смысловую организацию мировоззренческих представлений личности. Высокая связь (p < 0.001) обнаружена между индексом децентрации МПС (характеристики того, в какой степени человеку свойственно рассматривать свою жизнь в контексте жизни других людей) и категорией С 1 ММИ (<мотивация, формулируемая для третьего лица>), а также категорией С (<социальные контакты>) (p < 0.01). Значимые отрицательные связи были выявлены между индексом негативности МПС (показателем гомеостатической ориентации, избегания всякой активности, не связанной с ситуативной необходимостью) и категорией R (<активность>) ММИ (p < 0.05), а также временными параметрами <настоящее> и <будущее> (p < 0.05); однако он положительно коррелирует с категорией <жизнь>, отра-жающей мотивацию, которая не может быть локализована во времени. Один из структурных показателей МПС - продуктивность - положительно коррелирует с категорией Е (<познавательная мотивация>) ММИ, иными словами, испытуемые с выраженной познавательной мотивацией строят наиболее развернутые мировоззренческие представления. Два структурных показателя МПС, характеризующие степень связности, структурированности мировоззренческих представлений, положительно коррелируют с категорией <будущее>. Это означает, что планирование действий подразумевает хорошую связность смысловых структур и опирается на соответствующие связи.

Данное издание заполняет заметный пробел в русскоязычной психологической литературе. В него мы включили две последних, итоговых книги Нюттена, вышедшие на французском языке в 1980 и 1984 годах, соответственно, и переизданные в исправленном и дополненном виде на английском в 1984 и 1985 годах. Переводы выполнены с наиболее полных английских изданий. Первая из них - <Мотивация, планирование, действие> - содержит систематическое изложение общей теории мотивации Нюттена. Вторая - <Перспектива будущего и мотивация> - является прямым продолжением первой и сосредоточена на перспективе будущего. В частности, в ней детально изложен методический подход Нюттена к измерению мотивации и временной перспективы - метод мотивационной индукции, - а также вспомогательные методические инструменты. Кроме этого, в данное издание включена написанная специально для него статья трех учеников Нюттена, в которой рассказано о самых последних исследованиях и прикладных разработках, основанных на теории и методологии Нюттена. Авторы этой статьи - М. Абреу и М. Пайшау из университета Коимбры, Португалия, который незадолго до смерти Нюттена присвоил ему титул почетного доктора, и В. Ленс из Лувенского университета, ближайший соратник Нюттена и соавтор ряда глав его книги <Перспектива будущего и мотивация>, возглавляющий после смерти Нюттена Центр исследований мотивации и временной перспективы.

Остается поблагодарить всех тех, кто прикладывал немалые усилия для доведения до российских читателей идей такого глубокого и незаурядного теоретика как Жозеф Нюттен и способствовал тому, чтобы это издание состоялось, прежде всего ведущего научного сотрудника Психологического института РАО Наталью Николаевну Толстых, профессора Лувенского университета Вилли Ленса и директора издательства Лувенского университета Хильде Ленс.

Литература

Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности у лиц с нарушениями социальной регуляции поведения: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1995.

Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения // Психол. журн. 1997. Т. 18. № 2. С. 58-78.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.

Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (методическое руководство). М.: Смысл, 1999.

Леонтьев Д.А., Филатова М.А. Психодиагностические возможности методики предельных смыслов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология, № 2. 1999. С. 53-68.

Нюттен Ж. Мотивация // Экспериментальная психология / Ред.-сост. П. Фресс, Ж. Пиаже: В 6 вып. М.: Прогресс, 1975. Вып. V. С. 15-110.

Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997.

Толстых Н.Н. Жизненные планы старшеклассников. Варианты временной перспективы // Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1989. С. 25-55.

Nuttin J. Personality dynamics // Perspectives in personality theory / Ed. by H.P. David, H. von Bracken. N.Y: Basic Books, 1957. P. 183-195.

Nuttin J. Psychanalyse et conception spiritualiste de l'homme. Paris: P.U.F., 1962.

Nuttin J. Problemes de motivation humaine. Psychologie des besoins fondamentaux et de projets d'avenir // Scientia. 1967. Vol. CII. P. 1-12.

Nuttin J. Motivation, planning, and action: a relational theory of behavior dynamics. Leuven: Leuven University Press; Hills-dale: Lawrence Erlbaum Associates, 1984.

Nuttin J. Future time perspective and motivation. Leuven: Leuven University Press; Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, 1985.

см. "Мотивация, действие и перспектива будущего. Нюттен Ж., Первое издание 2004.- 607 с."

Другие книги серии:

  Всего книг в серии:65

ДРУГИЕ КНИГИ СЕРИИ

ВСЕ СЕРИИ