Не сломано - не починяй!
Курт Воннегут
 
 

+ "МОТИВАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Хекхаузен Х., 2-е изд., Спб.: Питер; М.: Смысл, 2003.- 860 с."

 Предисловие редакторов второго русского издания ................... 15
 Предисловие автора ко второму немецкому изданию ................... 20
 Предисловие автора к русскому изданию 1986 г ...................... 21
 Предисловие автора к первому немецкому изданию .................... 22 

Глава 1. Исследование мотивации: проблемы и подходы ............... 25
 Повседневный опыт и три проблемные области ........................ 26
 Виды наивного объяснения поведения ................................ 31
 Объяснение неосуществленных действий .............................. 33
 Парадокс последовательности ....................................... 34 
 Индивидуально-специфическое поведение ............................. 37
 Мотив как объяснительное понятие .................................. 38
 Мотивация ......................................................... 40
 Образование намерений и воля ...................................... 43
 Действие .......................................................... 45
 Фаза после завершения действия .................................... 48
 Краткий обзор главы ............................................... 50 

Глава 2. Основные направления в исследовании проблем мотивации ..... 54
 Поколение пионеров ................................................ 55 
 Направление психологии воли ....................................... 60 
 Разработка проблем в теории инстинктов ............................ 67 
 Теоретико-личностное направление разработки проблем мотивации ..... 71 
   Линия психологии мотивации в узком смысле ....................... 76 
   Линия когнитивной психологии .................................... 82 
   Линия психологии личности ....................................... 84 
 Разработка проблем в теоретико-ассоциативном направлении .......... 87 
   Линия психологии научения ....................................... 88 
   Линия психологии активации ...................................... 97 
Заключение ......................................................... 106 

Глава 3. Мотивация в теориях черт ................................. 108 
 Мотивация в теориях черт: мотивы ................................. 108 
   Идеографический подход Оллпорта ................................ 109 
   Черта как "нейропсихическая целостность" ....................... 111 
   Интуитивно-характерологическая теория черт: Филипп Л ерш ....... 112 
   Факторно-аналитическая теория черт: Раймонд Б. Кеттелл ......... 115 
   Классификация мотивов на основе инстинктов: 
     Уильям Мак-Дауголл ........................................... 122 
   Классификация мотивов на основе отношений 
     личности и окружения: Генри А. Мюррей ........................ 126 
   Иерархическая модель классификации мотивов: Абрахам Маслоу ..... 130 
 Базовые эмоции как рудиментарные мотивационные системы ........... 134 
 Проблема таксономии в классификации мотивов ...................... 142 
   Три принципа отбора ............................................ 144 
   Вычленение класса мотивов на примере деятельности достижения ... 147 

Глава 4. Ситуационные детерминанты поведения ...................... 150 
 Стимульно-реактивные связи ....................................... 152 
 Потребность и влечение ........................................... 153 
 Теория влечения .................................................. 157 
   Предварительные условия влечения ............................... 160 
   Побудительные стимулы .......................................... 161 
   Независимость влечения и привычки .............................. 162 
   Энергетическое действие влечения ............................... 164 
   Подкрепляющий эффект редукции влечения ......................... 164 
   Неспецифичность влечения ....................................... 166 
 Приобретенные влечения. Влечение как интенсивный стимул .......... 168 
   Фрустрация ..................................................... 169 
   Страх как приобретенное влечение ............................... 171 
 Теория конфликта ................................................. 175 
   Теория конфликта Левина ........................................ 175 
   Модель конфликта Миллера ....................................... 177 
   Применение модели конфликта .................................... 180 
 Теории активации ................................................. 184 
   Понятие активации .............................................. 184 
   Потенциал возбуждения и его действие ........................... 187 
 Когнитивная оценка ситуации в психологии мотивации ............... 192 
 Эмоция как результат когнитивной оценки ситуации ................. 193 
   Ситуации, инициирующие эмоции .................................. 194 
   Специфичность нейровегетативных реакций, связанных с эмоциями .. 195 
   Двухфакторная теория эмоций Шахтера ............................ 196 
   Эффект Валинса ................................................. 199 
 Оценка угрожающих ситуаций ....................................... 201 
 Когнитивный баланс ............................................... 204 
 Когнитивный диссонанс ............................................ 205 
   Конфликты после принятия решения ............................... 208 
   Вынужденное согласие ........................................... 209 
   Селекция информации ............................................ 213 
   Несогласие с убеждениями социальной группы ..................... 213 
   Неожиданные результаты действий и их последствия ............... 214 
   Исследования когнитивного диссонанса в историческом аспекте .... 218 
 Теории когнитивной оценки ситуации с точки зрения проблем 
   психологии мотивации ........................................... 220 
Заключение ........................................................ 221 
 
Глава 5. Ожидание и привлекательность как детерминанты мотивации .. 222 
 Теория поля Левина ............................................... 225 
   Модель личности ................................................ 227 
   Напряженные системы в модели личности .......................... 228 
   Модель окружения ............................................... 232 
   Постдиктивность, а не предиктивность модели окружения .......... 234 
   Отношения между двумя моделями ................................. 236 
 Экспериментальные работы, проведенные в рамках теории поля ....... 241 
   Последствия незавершенных действий ............................. 241 
   Усложнения эффекта Зейгарник ................................... 243 
   Замещающие действия ............................................ 245 
   Психологическое расстояние и сила валентности .................. 247 
 Анализ целенаправленных действий Толмена ......................... 248 
   Ожидание и целенаправленность .................................. 249 
   Эффекты привлекательности ...................................... 250 
   Латентное научение: разделение научения и мотивации ............ 253 
   Матрица "ожидаемой ценности" ................................... 255 
 Ожидание и привлекательность в рамках теории S - R ............... 257 
   Ранние исследования Халла ...................................... 258 
   Средний и поздний этапы исследований Халла ..................... 261 
   Дальнейшее развитие теории Спенсом ............................. 262 
 Последующая разработка теорий .................................... 263 
   Избыточность понятия "подкрепление реакции" .................... 266 
   Анализ Уокером понятийного аппарата теории научения ............ 267 
   Боллсовская когнитивная модель мотивации привлекательностью .... 268 
   Квазифизиологическая   модель мотивации 
    привлекательностью Биндры ..................................... 272 
 Теории "ожидаемой ценности" ...................................... 274 
 Теория принятия решений .......................................... 276 
 Уровень притязаний и теория результирующей валентности ........... 279 
   Ожидание успеха и валентность .................................. 282
 Модель выбора риска Аткинсона .................................... 283 
 Теория социального научения Роттера .............................. 289 
   Эмпирические доказательства .................................... 290 
 Теория инструментальноети ........................................ 292 
   Модель инструментальноети Врума ................................ 294 
   Три частные модели валентности, действия и исполнения .......... 296 
   Модель выполнения .............................................. 298 
   Результат и следствия действия ................................. 299 
   Эмпирическая проверка .......................................... 300 
   Заключительные замечания ....................................... 303 

Глава 6. Волевые процессы: реализация интенций .................... 304 
 Психология воли Аха .............................................. 305 
   Волевой акт и детерминирующая тенденция ........................ 307 
 Три типа проблем в исследовании волевых процессов ................ 309 
   Упорство: поддержание устойчивости 
   тенденции действия в процессе достижения цели .................. 309 
   Инициирование действия ......................................... 311 
   Преодоление препятствий в ходе реализации действия ............. 312 
Теория контроля за действием Куля ................................. 316 
   Процессы, опосредующие контроль за действием ................... 317 
   Два модуса контроля: ориентация на действие 
    и ориентация на состояние ..................................... 320 
   Некоторые эмпирические данные .................................. 321 
Модель "Рубикона" ................................................. 326 
   Мотивационное и волевое состояния сознания ..................... 327 
   Эмпирические данные ............................................ 329 
   Четыре фазы действия ........................................... 340 
   Формирование интенции 
    в подготовительной мотивационной фазе ......................... 342 
   Инициирование действия: процессы 
    преакциональной волерой фазы .................................. 343 
   Акциональная волевая фаза ...................................... 344 
   Постакциональная мотивационная фаза: 
    оценка результата действия .................................... 347 

Глава 7. Тревожность .............................................. 350 
 Общая тревожность ................................................ 351 
   Ситуативные побуждающие эффекты ................................ 352 
   Тревожность как диспозиция и как состояние ..................... 354 
 Экзаменационная тревожность ...................................... 356 
   Гипотеза внимания в исследованиях 
    экзаменационной тревожности ................................... 358 
   Негативное влияние мыслей, связанных с самооценкой ............. 360 
   Когнитивные помехи или реакция на свою неспособность ........... 363 
   Эффекты терапевтического вмешательства ......................... 365 

Глава 8. Мотивация достижения ..................................... 367 
 Эволюционно-психологические аспекты .............................. 368 
 Измерение мотива ................................................. 370 
   Тематический апперцептивный тест ............................... 371 
   Измерение мотивации достижения ................................. 372 
   Разработка ключевых категорий анализа содержания рассказов ..... 374 
   Измерение мотива достижения .................................... 375 
   Измерение тенденций "надежды на успех" и "боязни неудачи" ...... 376 
   Методика ТАТ для обоих мотивов достижения ...................... 379 
   Критерии качества методики. Измеряемые переменные 
    как теоретические конструкты .................................. 381 
   Согласованность как проблема измерения и формулирования 
    конструктов ................................................... 382 
   Другие методики ................................................ 385 
 Поведенческие корреляты различий в мотивах ....................... 387 
 Социокультурные индексы мотива и историко-экономические 
   изменения ...................................................... 390 
 Гендерные различия и "страх успеха" .............................. 393 
 Исследования в русле модели выбора риска ......................... 395 
   Функциональная зависимость валентности от мотива ............... 396 
 Выбор: максимальное произведение ожидания и побудительности ...... 402 
   Субъективная вероятность успеха ................................ 403 
   Уровень притязаний: выбор задания и постановка целей ........... 405 
   Типичный и атипичный сдвиг уровня притязаний ................... 409 
   Максимизация аффекта или максимизация информации ............... 410 
 Настойчивость .................................................... 411 
   Анализ условий Физера .......................................... 412 
 "Тенденция инерции" незаконченных заданий ........................ 414 
 Результаты деятельности достижения ............................... 416 
   Школьная успеваемость .......................................... 416 
   Сила мотивации и достижения: количество и качество ............. 417 
   Теория цели Локе: проблема воли ................................ 420 
 Эффективность решения задач ...................................... 423 
   Эффективность .................................................. 423 
   Эмпирические доказательства .................................... 424 
   Другие подходы: внимание и контроль над усилиями ............... 427 
 Кумулятивные достижения .......................................... 427 
   Двоякая роль силы мотивации в кумулятивных достижениях ......... 428 
   Эмпирические доказательства .................................... 429 
 Соотносительные нормы оценки результатов ......................... 430 
 Первичность индивидуальной соотносительной нормы с точки зрения 
  психологии мотивации ............................................ 432 
   Соотносительно-нормативная ориентация .......................... 436 
   Соотносительно-нормативная ориентация 
    как мотивационное понятие ..................................... 439 

Глава 9. Оказание помощи .......................................... 443 
 Социобиологические перспективы ................................... 444 
   Из истории исследований психологических аспектов помощи ........ 447 
 Ситуационные факторы ............................................. 451 
   Взвешивание затрат и пользы .................................... 452 
   Диффузия ответственности ....................................... 453 
 Нормы ............................................................ 455 
   Норма социальной ответственности ............................... 455 
   Теоретико-нормативная концепция Шварца ......................... 456 
   Норма взаимности ............................................... 458 
 Перспективы суждения с точки зрения 
   партнеров по действию .......................................... 460 
   Объяснительные подходы ......................................... 462 
   Каузальная атрибуция со стороны помогающего .................... 463 
   Каузальная атрибуция со стороны нуждающегося в помощи .......... 466 
   Атрибуция намерений со стороны получателя помощи ............... 467 
   Атрибуция намерений со стороны помогающего ..................... 467 
 Сопереживание .................................................... 468 
   Сопереживание в свете теории научения .......................... 469 
   Сопереживание в психоэволюционном аспекте ...................... 470 
   Эмпатическая эмоция в свете психологии мотивации ............... 472 
 Личностные диспозиции ............................................ 475 
   Наброски модели мотивации помощи ............................... 479 
   Мотивация помощи и модель "ожидаемой ценности" ................. 483 

Глава 10. Агрессия ................................................ 485 
 Границы агрессивного поведения ................................... 485 
 Биологические перспективы ........................................ 490 
   Социобиологические аспекты ..................................... 491 
   Нейробиологические аспекты ..................................... 495 
 Нормы ............................................................ 501 
   Взаимность: норма возмездия .................................... 503 
   Норма социальной ответственности 
    и самооправдание при ее нарушении ............................. 505 
 Из истории психологических исследований агрессии ................. 508 
   Теории влечения ................................................ 508 
   Фрустрационная теория агрессии ................................. 509 
   Теория социального научения .................................... 509 
   Экспериментальное изучение агрессии ............................ 512 
 Ситуационные факторы агрессивного поведения ...................... 514 
   Намерение ...................................................... 514 
 Атрибуционно-психологический анализ .............................. 515 
   Ожидание достижения цели агрессии и возмездия 
    за агрессивное поведение ...................................... 517 
   Благоприятствующие агрессии ключевые раздражители .............. 519 
   Удовлетворение, приносимое запланированными 
    результатами агрессии ......................................... 520 
   Самооценка ..................................................... 521 
   Внешняя оценка.................................................. 523 
 Эмоция гнева и общее состояние возбуждения ....................... 524 
   Дополнительные источники возбуждения ........................... 525 
 Индивидуальные различия и наброски концепции 
   мотива агрессивности ........................................... 527 
   Стабильность агрессивного поведения ............................ 527 
   Личностные характеристики ...................................... 529 
   Конструкт "мотив агрессивности" ................................ 530 
   Мотивы агрессии по Ольвеусу .................................... 532 
   Мотивы агрессии по Корнадту .................................... 534 
 Агрессия как цель действия: гипотеза катарсиса ................... 536 
   Уточнение гипотезы катарсиса с позиций теории мотивации ........ 536 
   Недостаточная убедительность экспериментов 
    по изучению катарсиса ......................................... 538 
   Уточнение проблемы путем
    непосредственного измерения мотивации ......................... 541 
  
Глава 11. Социальные связи: мотивация аффилиации и мотивация 
   близости ....................................................... 546 
 Онтогенетические и эволюционно-биологические аспекты 
  социальных связей ............................................... 547 
 Мотивация аффилиации ............................................. 550 
   Симпатия ....................................................... 551 
   Социальная тревожность ......................................... 551 
 Мотив аффилиации ................................................. 553 
   Измерение мотива аффилиации .................................... 554 
   Поведенческие корреляты данных ТАТ ............................. 560 
 Физиологические и нейроиммунологические корреляты ................ 566 
 Опросники ........................................................ 567 
 Мотивация близости ............................................... 570 
   Измерение мотива близости и его поведенческие корреляты ........ 571 
   Близость и аффилиация .......................................... 574 

Глава 12. Мотивация власти ........................................ 575 
   Мотивационная основа ........................................... 576 
   Источники власти ............................................... 577 
   Поведение и власть ............................................. 578 
 Биологические аспекты ............................................ 582 
 Индивидуальные различия деятельности власти: мотив власти ........ 583 
   1. Овладение источниками власти ................................ 583 
   2. Способности ................................................. 583 
   3. Деятельность власти ......................................... 584 
   4. Моральность цели ............................................ 585 
   5. Страх перед последствиями действий власти ................... 586 
   6. Предпочтение определенных сфер использования власти ......... 586 
 Определения мотива власти ........................................ 587 
   Определение Вероффа ............................................ 588 
   Определение Юлимана ............................................ 589 
   Определение Уинтера ............................................ 590 
   Типология стадий развития мотивации власти ..................... 595 
   Резюме ......................................................... 598 
 Связь ожидания и ценности ........................................ 599 
 Сдерживаемый мотив власти, иммунная система и состояние здоровья . 601 
   Психоиммунологические эффекты .................................. 603 
 Констелляции мотивов власти, достижения и аффилиации ............. 604 
   Экспериментальные исследования ................................. 605 
   Мотив власти в критериальных группах ........................... 606 
   Демографические различия и исторические перемены ............... 613 

Глава 13. Приписывание причин: теория каузальной атрибуции ........ 615 
 Приписывание причин в процессе мотивации ......................... 616 
 История проблемы и смежные исследования .......................... 617 
   Феноменальное и каузальное описания ............................ 617 
   Межличностное восприятие в социальной психологии ............... 620 
   Внутренний и внешний контроль .................................. 620 
   Концепция "личной причастности" де Чармса ...................... 622 
   Каузальная атрибуция и редукция когнитивного диссонанса ........ 622 
   Теория самовосприятия Бема ..................................... 623 
   Атрибуция внутренних состояний возбуждения ..................... 624 
 Основные позиции и модели ........................................ 625 
   Каузальная атрибуция: потребность или способность? ............. 626 
   Мотивация контроля ............................................. 628 
   Каузальная атрибуция как регулятор социальных отношений ........ 628 
   Первоначальная постановка вопроса 
    и модели исследования атрибуции ............................... 630 
   "Наивный анализ деятельности" Хайдера .......................... 631 
   Модель соответственного вывода Джоунса и Дэвиса ................ 634 
   Углубление модели Троупом ...................................... 637 
   Ковариационная модель Келли .................................... 638 
   Эмпирическая проверка ковариационной модели .................... 641 
   Конфигурационные понятия: каузальные схемы по Келли ............ 644 
 Четыре вопроса, ведущие к углубленному пониманию 
   феноменов атрибуции ............................................ 647 
   Вопрос "Когда?" ................................................ 647 
   Вопрос об используемой информации .............................. 651 
   Вопрос об эффектах ожидания .................................... 652 
   "Фундаментальная ошибка атрибуции" ............................. 653 
 Мотивационная предубежденность атрибуции ......................... 655 
   Атрибуция успеха и неудачи, служащая сохранению самооценки ..... 655 
   Контрзащитная атрибуция ........................................ 656 
   Обслуживание самооценки или рациональная обработка информации? . 656 
 Расхождение в перспективе суждений о себе и о других ............. 659 
   Новая концепция расхождений в перспективе наблюдения ........... 660 
   Асимметрия атрибуции при смене наблюдателем перспективы ........ 662 
 Атрибуция ответственности ........................................ 663 
   Мотивационная предвзятость атрибуции ответственности ........... 666 

Глава 14. Атрибуция деятельности достижения ....................... 668 
 Классификация параметров причин .................................. 669 
 Сочетание условий, приводящее к использованию тех или иных 
   каузальных элементов ........................................... 672 
   Информация о ковариации ........................................ 672 
   Каузальные схемы ............................................... 673 
 Обусловленные мотивами различия в атрибуции ...................... 677 
 Последствия атрибуции успеха и неудачи ........................... 680 
   Прогнозирование успеха других людей ............................ 687 
 Параметр локализации: самооценочные эмоции ....................... 688 
   Самооценочные эмоции: атрибуция относительно способностей 
    и старания .................................................... 689 
   Виды самооценочных эмоций ...................................... 690 
 Параметр контроля: внешняя оценка и переживание себя ............. 693 
 Каузальные параметры и эмоции .................................... 695 
   Эмоции, переживаемые по достижении результата .................. 696 
 Поведенческие проявления ......................................... 699 
   Выбор задания .................................................. 699 
   Запрашивание обратной связи .................................... 700 
   Настбйчивость .................................................. 702 
   Результативность достижений .................................... 703 
 Самооценка как принцип мотивации ................................. 704 
   Мотив достижения как система самооценивания .................... 705 
   Эмпирические подтверждения модели самооценивания ............... 707 
 Применение полученных данных: "атрибуционная терапия" ............ 710 
   "Переживание себя источником действия" ......................... 710 
   Освоение моделей атрибуции ..................................... 711 
 Вклад теоретико-атрибутивного подхода в изучение
   мотивации достижения ........................................... 713 
Глава 15. Дальнейшие перспективы развития психологии мотивации .... 717 
 Внутренняя и внешняя мотивация ................................... 717 
 Различные концепции внутренней и внешней мотивации ............... 718 
   Влечения без редукции влечения ................................. 718 
   Свобода от цели ................................................ 719 
   Оптимальный уровень активации или рассогласования .............. 719 
   Самоутверждение ................................................ 720 
   Радостная поглощенность действием .............................. 722 
   Однородность тематики (эндогенность) действия и его цели ....... 723 
   Оценка различных концепций ..................................... 725 
 Ослабление внутренней мотивации под воздействием 
   внешнего подкрепления .......................................... 727 
   Ослабляет ли внутреннюю мотивацию регулярное подкрепление? ..... 729 
   Внутренняя и внешняя привлекательность в моделях 
    "ожидаемой ценности" .......................................... 731 
   Оценка состояния исследований .................................. 732 
 Расширенная модель мотивации ..................................... 735 
   Ожидания ....................................................... 738 
   Привлекательность .............................................. 740 
   Решающие мотивационные параметры расширенной модели ............ 741 
 Смена мотивации: динамическая модель действия Аткинсона и Берна .. 745 
   Перемена действия: "Динамическая модель действия" .............. 745 
   Объяснительная ценность динамической модели действия ........... 749 
   Эмпирическая проверка модели ................................... 751 
 Выученная беспомощность .......................................... 752 
   Экспериментальная парадигма, ориентированная 
    на деятельность достижения .................................... 754 
 Улучшение достижений вместо ухудшения ............................ 757 
   Два подхода к объяснению улучшения достижений .................. 760 
 Тип атрибуции, способствующий обобщению: 
   стабильно-глобально-внутренний ................................. 761 
   Атрибутивный стиль как личностная переменная ................... 764 
   Генерализация беспомощности .................................... 764 
   Атрибутивный стиль и депрессия ................................. 765 
   "Когнитивный дефицит" у беспомощных и депрессивных людей ....... 768 
 Беспомощность и контроль над действием ........................... 769 
   Функциональный дефицит ......................................... 770 
   Функциональный дефицит или стабильно-глобальный 
    атрибутивный стиль ............................................ 771 
   Генезис беспомощности .......................................... 774 
 Представления о себе ............................................. 776 
   Традиционные исследования представления о себе ................. 777 
   Переход к динамичным переменным представлений о себе ........... 779 
 Переменные представлений о себе в исследованиях 
   мотивации достижения ........................................... 783 
   Представление о своих способностях и модель расчета усилий ..... 785 
   Выбор задания, настойчивость и обращение за обратной связью .... 787 
   Самооценочные представления во время оценивания 
    выполнения задания ............................................ 788 
   Связь представления о своих способностях с мотивом ............. 788 

Список литературы ................................................. 790 
Алфавитный указатель .............................................. 855 

Другие книги серии:

  Всего книг в серии:65

ДРУГИЕ КНИГИ СЕРИИ

ВСЕ СЕРИИ

 

 

($author); ?>