Выбор - это не то, что Вам предстоит сделать, а то, что Вы уже делаете.
Елена Калитеевская
 
 

+ "ПСИХОЛОГИЯ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ: ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА В ПОСТСОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ под ред. Леонтьева Д.А, Щур В.Г, Первое издание 1997, 33"

Эта книга методологическая. Ее отличают серьезнейшая тематика, солидный объем, авторитетный авторский коллектив: Д.А. Леонтьев, В.В. Майков, Б.С. Братусь, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, В.Е. Каган и многие другие. Основной замысел составителей сборника в то м, чтобы представить сложившиеся научные школы гуманистической психологии на пространстве бывшего Советского Союза. Им это вполне удалось: среди авторов психологи из Санкт-Петербурга, Перми, Киева, Риги, Баку и Тбилиси.

Если книга попадет в руки "простого" психолога, которому не каждый день приходится сталкиваться с методологическими проблемами любимой науки, я думаю, она его не разочарует и не навеет смертельную тоску. Несмотря на всю серьезность, она составлена и напи сана по-человечески: можно сказать, что редакторы и авторы не только удачно показали читателям психологию с человеческим лицом, но и создали книгу с человеческим лицом.

Д.А. Леонтьев во введении, которое называется "Возвращение к человеку", рассказывает об истории гуманистической психологии, ее основных направлениях, о том, как пришла она в нашу державу.

Раздел "История и методология гуманистической психологии" показывает читателям истоки и смысл трансперсональной психологии, методологические и теоретические основания экзистенциальной психологии, феноменологической психологии. Б.С. Братусь раскрывает обр аз человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии. Е.И. Головаха и А.А. Кроник рассказывают о конструктивном подходе, который сочетает психотехническую направленность с установкой на равноправный диалог с клиентом. Завершает этот раздел статья В.Е. Кагана о путях развития психологии и психотерапии на нынешнем этапе.

Второй раздел "Теоретические вопросы гуманитарного понимания человека" содержит статьи, поднимающие скорее философские проблемы, чем чисто психологические. Сущность человека, свобода, ответственность, смысл жизни, отношение к смерти рассмотрены именно с позиций психологии. Но это как раз и вызывает особый интерес. Для профессиональной пользы и для себя лично невредно иногда бывает порассуждать о смысле жизни и вспомнить, что говорил мудрый В.Франкл. Стремление к наслаждению, личному счастью и даже самоа ктуализации как таковой, есть тупиковый путь, поскольку человек оказывается замкнут на самом себе. Для реализации смысла жизни человеку необходимо быть направленным вовне, трансендировать себя. Это перекликается с концепцией Б.С. Братуся, в которой лично сть рассматривается как орган или орудие приобщения к родовой сущности человека. Для того чтобы ее реализовать, человек в первую очередь должен быть направлен не на самого себя, а вовне, на человечество, и для этого смысл его жизни должен отражать некото рые общечеловеческие ценности.

Третий раздел сборника "Теоретические вопросы гуманистического понимания человека" объединяет работы, рассматривающие действенность гуманистического подхода в различных областях психологической практики. Например, в статье А.Г. Асмолова раскрывается соци отехническая роль практической школьной психологии в создании стратегии вариативного образования. Проблемам образования посвящена и статья Г.М. Бреслава, в которой через призму гуманистической методологии рассматриваются проблемы образования и подготовки психологов.

Ирина АРТЮХОВА

http://www.1september.ru/ru/psy/books/spisok1.htm

Другие книги серии:

  Всего книг в серии:13

ДРУГИЕ КНИГИ СЕРИИ

ВСЕ СЕРИИ