Книга знакомит читателя с одним из наиболее интересных и
распространенных методов исследования личности и является
обобщением курса лекций по психодиагностике, прочитанных ее
автором на факультете психологии МГУ. Данное издание
своевременно: несмотря на то что в нашей стране тематический
апперцептивный тест (ТАТ) применяется почти 30 лет, до сих пор
отсутствовало полноценное методическое руководство по его
проведению на русском языке. Это первое подробное и теоретически
обоснованное представление ТАТ от ечественному читателю.
Книга может быть рекомендована школьным психологам для
диагностики личностных особенностей учащихся. Однако следует
оговориться, и на это обращает внимание читателей автор, что для
детей 3-10 лет существует детский апперцептивный тест (САТ).
Книга написана, с одной стороны, профессионально грамотно, а
с другой - понятным языком. Автор не просто описывает процедуру
проведения теста, а показывает его место в ряду других
психодиагностических методов, анализирует историю его создания и
развития. Важным в теоретическом отношении является
психометрическое обоснование ТАТ. В работе подчеркивается
принципиальное отличие психометрических характеристик ТАТ от
методик опросникового типа.
Положительной особенностью работы является четко выраженная
позиция автора. Он предлагает деятельностно-смысловой подход к
обоснованию ТАТ, который, с одной стороны, разрабатывается в
русле деятельностного подхода отечественной психологии, а с
другой - с огласуется с интеракционистско-деятельностными
концепциями Дж. Аткинсона, Х. Хекхаузена и др.
Основное место в книге Д. Леонтьева занимает изложение
правил работы с ТАТ в его классическом, клиническом варианте.
Здесь дается подробная характеристика стимульного материала.
Непосредственная работа с ТАТ начинается с инструкции, в ней
выделяются моме нты, которые обязательно должны присутствовать в
рассказах испытуемого. В процессе обследования ведется протокол,
образец которого приводится в книге. Протокол является основой
для дальнейшей работы - вычленения диагностических показателей и
интерпретаци и результатов.
Обработка и интерпретация данных - самая трудоемкая и
ответственная часть методики. Автор вслед за подавляющим
большинством исследователей выделяет три этапа анализа
результатов.
На первом идет процесс вычленения и систематизации
диагностически значимых показателей на основании формализованных
критериев. Это так называемый симптоматический анализ. Далее, на
втором этапе, проводится синдромологический анализ, заключающийся
в выдел ении устойчивых сочетаний диагностических показателей. На
третьем этапе формируются диагностические выводы.
Книгу завершает анализ конкретного случая использования ТАТ,
который наглядно иллюстрирует диагностические возможности метода.
Чтение данной работы - полезное занятие для психолога. ТАТ -
это, с одной стороны, сложная технология, с другой - искусство.
Для овладения этим красивым проективным тестом необходим немалый
опыт.
Марина СТЕПАНОВА
http://www.1september.ru/ru/psy/books/spisok1.htm