Проблема личности - это исследование того, что, ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретенное им.
Алексей Николаевич Леонтьев
 
 

+ "Основы психологического исследования. Бреслав Г.М. Первое издание 2010. "

ВВЕДЕНИЕ
Идея этой книги давно назрела в постсоветском пространстве. Уже в 1994 году в Киеве под редакцией Л.Ф. Бурлачука вышел перевод прекрасной книги Пола Клайна «Справочное руководство по конструированию тестов». Он объединял в себе справочник, обсуждение методологических вопросов и учебное пособие. Однако, настоящего учебного пособия, которое обеспечило бы «know-how» по всем основным методам исследования в психологии, включая варианты количественного анализа, на русском языке не было. Данное издание направлено на восполнение этого пробела.
Вся западная психология (а вслед — и вся мировая), непрерывно совершенствуя инструменты психологического познания, уже не одно десятилетие назад включила такого рода курсы в начальный фундамент высшего психологического образования как образования подлинно научного.
В Западной Европе и Северной Америке давно поняли, что серьезным фактором, с которым будут считаться в обществе, психология может стать только в том случае, если она перейдет от чистых идей к идеям, пусть более частным и конкретным, но зато полностью операционализируемым. То есть к идеям, соответствие которых реальности может быть оценено на основе достаточно точных и объективных процедур, использующих как качественный, так и количественный анализ, ибо именно числа обеспечивают наиболее точную и лаконичную форму представления результатов научного исследования. Как следствие, началось систематическое производство психологического знания, направленное на обеспечение, а иногда и на провоцирование социального заказа.
В Советском Союзе методология эмпирического исследования долгое время не развивалась, подменяясь теоретической методологией, оторванной от реальной исследовательской и социальной практики. Инструментальная подготовка осуществлялась, как правило, по методу прецедентов. То есть студентам давались неплохие, по мнению опытных (но также не слишком систематически ориентирующихся в исследовательском арсенале) психологов, образцы психологической работы в разных областях. Так, при известной настойчивости и упорстве, можно было овладеть психометрически полноценными тестами в Ленинградском университете или отдельными видами эксперимента и наблюдения в Московском университете.
В то же время вся «кухня» психологического исследования, составляющая «ядро» профессионализма в западной психологии, оставалась скрытой для психологов 1/7 земного шара; притом, что по потенциальной содержательности некоторые методики, созданные в бывшем Советском Союзе, ничуть не уступали западным образцам. Но, как правило, они и не доводились до полного алгоритма — от определения исследовательской проблемы до количественного анализа степени достоверности и оснований для обобщения. Более того, часто западные образцы рассматривались как скучные и малополезные упражнения, чисто формального, бюрократического свойства, не имеющие ничего общего с содержательным анализом психических явлений.
Сегодня ситуация на постсоветском пространстве постепенно изменяется. В огромном море эзотерических практик и услуг свежеиспеченных психологов-практиков, знатоки идей оказываются невостребованными, ибо идеи без операционализации, то есть без возможности эмпирической проверки, теряют в психологии статус научности. В то же время, только научные основы (не как мудрые идеи, которые тоже, конечно, нужны), представленные прежде всего процедурами объективного получения психологического знания, являются самым надежным критерием отличия профессионала от дилетанта. Прототипами данной книги явились прекрасные учебные пособия английского психолога Колина Дайера (Colin Dyer) из Северного Уорвикшира, вышедшее в 1995 году, и американского психолога Уильяма Рэя (William Ray) из Пенсильванского университета, шестое издание которого вышло в 2000 году, авторам которых я выражаю глубокую признательность и уважение.
Следует сказать, что данная книга является лишь базовым, вводным курсом в методы научного исследования и не может обладать полнотой энциклопедических изданий, но возможно именно отклики ее читателей позволят автору дополнить это издание теми материалами, которые окажутся наиболее востребованы в ближайшем будущем в постсоветском пространстве, меняющем свой облик на наших глазах. В подготовке данной работы весомую помощь мне оказали студенты Высшей школы психологии, прослушавшие этот курс, которые своей активностью вынуждали меня превращать понятные мне вещи в понятные и для них. Особую благодарность я хочу выразить Нине Блюменау за ценные консультации по согласованию терминологии, принятой в математике и психологии, и особенно Елене Дорошенко, чья огромная помощь и поддержка в процессе подготовки базового варианта книги и постоянные лингвистические консультации позволили подготовить книгу на достойном уровне.

ЛИТЕРАТУРА
Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев: «ПАН Лтд», 1985.
Dyer C. Beginning Research in Psychology. Oxford: Blackwell Publishers, 1995.
Everitt B.S. Making Sense of Statistics in Psychology. Oxford: Oxford University Press, 1996.
Harris P. Designing and Reporting Experiments. Milton Keynes, PH: Open University Press, 1986.
Ray W. Methods Toward a Science of Behavior and Experience (6th ed.). Wadsworth Thompson Learning, 2000.

Б 877 Бреслав Г.М. Основы психологического исследования. — М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2010. — 492 с.
Учебное пособие вводит в круг основных понятий и принципов методологии психологического исследования, охватывая основные методы, используемые в психологическом исследовании, а также стратегии и способы обработки данных.
Адресуется студентам, обучающимся по специальности «Психология».

Другие книги серии:

  Всего книг в серии:2

ДРУГИЕ КНИГИ СЕРИИ

ВСЕ СЕРИИ