ОТ ЭКСПЕРТНОГО ЗНАНИЯ К ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Экспертиза — сравнительно новое явление последних десятилетий, сталкивающееся
с критикой в своей адрес с момента своего возникновения. Ненадежность, кажущаяся
субъективность и произвольность, претензии на обладание неким высшим знанием
— вот неполный перечень тех «родовых пятен», которыми отмечена экспертиза,
по мнению ее критиков. Нередко экспертизу смешивают с консультированием, с
инспектированием, с диагностикой, с оценкой, с мониторингом, и со многим другим.
Экспертиза возникает и становится необходимой тогда, когда будущее не воспроизводит
прошлое. Отсюда вытекают как принципиальные ограничения экспертизы, так и ее
методология — творческое конструирование сценариев развития множественно детерминированных
процессов и событий, своего рода деятельность по производству предсказаний,
которая включает в себя не только точную оценку воздействия тех или иных факторов
и их возможных взаимодействий между собой, но и понимание того, какие вообще
факторы требуют учета. Последние во многом связаны с общей картиной мира эксперта,
его жизненной философией, не в меньшей степени, чем с практическим опытом работы
эксперта в той или иной области.
К числу бурно развивающихся областей экспертного знания безусловно относится
гуманитарная экспертиза. Именно эта область была в фокусе обсуждения на состоявшейся
18—19 сентября 2004 года конференции «Экспертное знание и его трансформации
в современную эпоху» при поддержке Федеральной целевой программы «Формирование
установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе
(2001—2005 годы)», Сообщества профессиональных социологов, Национального фонда
подготовки кадров, Российского гуманитарного научного фонда.
Конференция проходила в формате трех Круглых столов: «Экспертное знание и его
трансформации в современной России», «Экспертиза образовательных программ и
проблемы институционализации экспертного знания в России», «Потенциал экспертизы:
от констатации к опережающему реагированию».
Предлагаемый вниманию читателя сборник в значительной степени составлен по
материалам докладов и выступлений участников конференций. Вместе с тем круг
авторов и тем был расширен.
В первый раздел «Методологические проблемы современной экспертологии» вошли
работы по теоретическим и методологическим вопросам экспертизы. Данный раздел
открывает статья Г.Л. Тульчинского «Гуманитарная экспертиза как социальная
технология», посвященная прояснению сущности и выявлению возможностей гуманитарной
экспертизы в социально-технологическом аспекте. Важные и ответственные решения
предполагают учет многих привходящих обстоятельств и факторов, что невозможно
без привлечения знаний и опыта специалистов — экспертов. Статья Б.Г. Юдина
«От этической экспертизы к экспертизе гуманитарной» посвящена сопоставлению
и выявлению характерных особенностей этих двух видов экспертизы. Хотя гуманитарная
экспертиза шире, нежели этическая, эта последняя представляет собой практику
намного более оформившуюся, отработанную и унифицированную, чем экспертиза
гуманитарная, отмечает Б.Г. Юдин. Тем более важным оказывается анализ опыта
этической экспертизы, как западного, так и российского. В статье Д.А. Леонтьева
«Экзистенциальные основы экспертной деятельности» особенности экспертизы как
метода научного анализа связываются с личностью эксперта. Эксперт нужен, когда
требуемое знание дедуктивно не выводимо. Гуманитарная экспертиза — это личное
экзистенциальное предприятие, отличающееся свободой и ответственностью, непредсказуемостью.
Контуры современной экспертологии намечаются также в статьях Ф.С. Сафуанова,
С.Л. Братченко. В статьях Н.Г. Багдасарьян и Г.В. Иванченко проводится сопоставление
российского и западного экспертных сообществ, анализируются намечающиеся тенденции
сближения. Социальные аспекты гуманитарной экспертизы проанализированы в статьях
О.М. Дерябиной «Гуманитарная экспертиза как механизм влияния» и В.Г. Николаева
«Эксперты и экспертиза в несовершенном мире». Взаимовлиянию и его роли в развитии
гуманитарной и технической экспертиз посвящены статьи И.И. Ашмарина «Современное
звучание гуманитарной экспертизы» и В.А. Литвиненко «Гуманитарная экспертиза
в техногенном обществе».
Второй раздел, «Прикладные аспекты экспертных технологий», содержит широкий
спектр приложений принципов и технологий гуманитарной экспертизы: от регионологии
(А.В. Чернов) до кадрового менеджмента (Е.В. Харитонова), от религиеведения
(Ю.В. Рыжов) до инженерного проектирования (Г.В. Панина). В статье Р.А. Прокопишина
и Н.Ю. Кудеяровой предложены критерии экспертной оценки влияний на общественное
мнение. В ряде статей излагаются методические приемы согласования экспертных
оценок с помощью Интернет-технологий (А.Г. Шмелев) и прогнозирования социальной
напряженности (Е.В. Харитонова, В.В. Усачева). Опыту применения лингвистической
экспертизы посвящена статья Е.Г. Соболевой, гуманитарной экспертизе оздоровительных
технологий — Г.Б. Степановой. В двух статьях, завершающих данный раздел, анализу
подвергается сам эксперт как «инструмент», более или менее подготовленный для
измерения (О.А. Симонова, С.С. Лифанова).
В третьем разделе, «Проблемы гуманитарной экспертизы в образовании»,
применение и развитие экспертных технологий тематически сконцентрировано в
области образования — от дошкольного до высшего профессионального. В статье
Н.Е. Покровского «Трансформация университетов в условиях глобального рынка
как основа экспертизы» убедительно продемонстрировано, что социально-гуманитарные
науки с их дискурсом критической экспертизы в тенденции, как в России, так
и США, оказались избыточной роскошьюс точки зрения властвующих элит, которые
с очевидностью предпочитают опираться на «простые решения», чаще всего продиктованные
прагматической целесообразностью текущего момента, а не сложным анализом многофакторных
«ситуаций» в их перспективном развитии. Целям и ценностям экспертизы, критериям
экспертных оценок в образовании посвящены статьи А.Н. Поддьякова, Н.Н. Авдеевой,
В.В. Колпачникова. Ряд статей находится на своего рода переднем крае практических
разработок в образовании — С.Л. Братченко «Гуманитарная экспертиза толерантности
в образовании», А.М. Лобок «Проблема диагностики и экспертизы инновационной
образовательной деятельности», Г.В. Горелова «Когнитивная структуризация экспертных
знаний в системе образования», В.В. Гура «Гуманитарная экспертиза медиаобразовательных
ресурсов». В статье Г.В. Иванченко и В.Г. Безрогова прослеживаются основные
направления и тенденции экспертизы образования в странах Запада. И, наконец,
статья В.А. Ясвина и С.Н. Рыбинской представляет модель системной психолого-социальной
экспертизы школы.
В небольшой четвертый раздел-приложение составители включили методические материалы
по обучению экспертов и по организационно-юридическим основам экспертной деятельности.
И те и другие материалы были разработаны при поддержке Федеральной программы
развития образования. Программа подготовки экспертов (Приложение 1) прошла
предварительную апробацию в 2005 году на факультете психологии МГУ им. М.В.
Ломоносова (спецсеминар, проведенный Г.В. Иванченко и Д.А. Леонтьевым). Проект
положения о комплексной гуманитарной экспертизе, включенный в Приложение 2,
разработан в итоге двухлетних обсуждений как основа для создающейся в данное
время профессиональной организации экспертов — Гильдии специалистов психологической
и комплексной гуманитарной экспертизы. Проект написан Д.А. Леонтьевым при участии
Г.В. Иванченко, Ф.С. Сафуанова и Г.Л. Тульчинского.
Г.В. Иванченко, Д.А. Леонтьев