Для каждого нового клиента я создаю новую психотерапию.
Ирвин Ялом
 
 

+ "Экспертиза в современном мире: от знания к деятельности. Под ред. Иванченко Г.В., Леонтьев Д.А., Первое издание 2006"

ОТ ЭКСПЕРТНОГО ЗНАНИЯ К ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Экспертиза — сравнительно новое явление последних десятилетий, сталкивающееся с критикой в своей адрес с момента своего возникновения. Ненадежность, кажущаяся субъективность и произвольность, претензии на обладание неким высшим знанием — вот неполный перечень тех «родовых пятен», которыми отмечена экспертиза, по мнению ее критиков. Нередко экспертизу смешивают с консультированием, с инспектированием, с диагностикой, с оценкой, с мониторингом, и со многим другим.

Экспертиза возникает и становится необходимой тогда, когда будущее не воспроизводит прошлое. Отсюда вытекают как принципиальные ограничения экспертизы, так и ее методология — творческое конструирование сценариев развития множественно детерминированных процессов и событий, своего рода деятельность по производству предсказаний, которая включает в себя не только точную оценку воздействия тех или иных факторов и их возможных взаимодействий между собой, но и понимание того, какие вообще факторы требуют учета. Последние во многом связаны с общей картиной мира эксперта, его жизненной философией, не в меньшей степени, чем с практическим опытом работы эксперта в той или иной области.

К числу бурно развивающихся областей экспертного знания безусловно относится гуманитарная экспертиза. Именно эта область была в фокусе обсуждения на состоявшейся 18—19 сентября 2004 года конференции «Экспертное знание и его трансформации в современную эпоху» при поддержке Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001—2005 годы)», Сообщества профессиональных социологов, Национального фонда подготовки кадров, Российского гуманитарного научного фонда. Конференция проходила в формате трех Круглых столов: «Экспертное знание и его трансформации в современной России», «Экспертиза образовательных программ и проблемы институционализации экспертного знания в России», «Потенциал экспертизы: от констатации к опережающему реагированию».

Предлагаемый вниманию читателя сборник в значительной степени составлен по материалам докладов и выступлений участников конференций. Вместе с тем круг авторов и тем был расширен.

В первый раздел «Методологические проблемы современной экспертологии» вошли работы по теоретическим и методологическим вопросам экспертизы. Данный раздел открывает статья Г.Л. Тульчинского «Гуманитарная экспертиза как социальная технология», посвященная прояснению сущности и выявлению возможностей гуманитарной экспертизы в социально-технологическом аспекте. Важные и ответственные решения предполагают учет многих привходящих обстоятельств и факторов, что невозможно без привлечения знаний и опыта специалистов — экспертов. Статья Б.Г. Юдина «От этической экспертизы к экспертизе гуманитарной» посвящена сопоставлению и выявлению характерных особенностей этих двух видов экспертизы. Хотя гуманитарная экспертиза шире, нежели этическая, эта последняя представляет собой практику намного более оформившуюся, отработанную и унифицированную, чем экспертиза гуманитарная, отмечает Б.Г. Юдин. Тем более важным оказывается анализ опыта этической экспертизы, как западного, так и российского. В статье Д.А. Леонтьева «Экзистенциальные основы экспертной деятельности» особенности экспертизы как метода научного анализа связываются с личностью эксперта. Эксперт нужен, когда требуемое знание дедуктивно не выводимо. Гуманитарная экспертиза — это личное экзистенциальное предприятие, отличающееся свободой и ответственностью, непредсказуемостью. Контуры современной экспертологии намечаются также в статьях Ф.С. Сафуанова, С.Л. Братченко. В статьях Н.Г. Багдасарьян и Г.В. Иванченко проводится сопоставление российского и западного экспертных сообществ, анализируются намечающиеся тенденции сближения. Социальные аспекты гуманитарной экспертизы проанализированы в статьях О.М. Дерябиной «Гуманитарная экспертиза как механизм влияния» и В.Г. Николаева «Эксперты и экспертиза в несовершенном мире». Взаимовлиянию и его роли в развитии гуманитарной и технической экспертиз посвящены статьи И.И. Ашмарина «Современное звучание гуманитарной экспертизы» и В.А. Литвиненко «Гуманитарная экспертиза в техногенном обществе».

Второй раздел, «Прикладные аспекты экспертных технологий», содержит широкий спектр приложений принципов и технологий гуманитарной экспертизы: от регионологии (А.В. Чернов) до кадрового менеджмента (Е.В. Харитонова), от религиеведения (Ю.В. Рыжов) до инженерного проектирования (Г.В. Панина). В статье Р.А. Прокопишина и Н.Ю. Кудеяровой предложены критерии экспертной оценки влияний на общественное мнение. В ряде статей излагаются методические приемы согласования экспертных оценок с помощью Интернет-технологий (А.Г. Шмелев) и прогнозирования социальной напряженности (Е.В. Харитонова, В.В. Усачева). Опыту применения лингвистической экспертизы посвящена статья Е.Г. Соболевой, гуманитарной экспертизе оздоровительных технологий — Г.Б. Степановой. В двух статьях, завершающих данный раздел, анализу подвергается сам эксперт как «инструмент», более или менее подготовленный для измерения (О.А. Симонова, С.С. Лифанова).

В третьем разделе, «Проблемы гуманитарной экспертизы в образовании», применение и развитие экспертных технологий тематически сконцентрировано в области образования — от дошкольного до высшего профессионального. В статье Н.Е. Покровского «Трансформация университетов в условиях глобального рынка как основа экспертизы» убедительно продемонстрировано, что социально-гуманитарные науки с их дискурсом критической экспертизы в тенденции, как в России, так и США, оказались избыточной роскошьюс точки зрения властвующих элит, которые с очевидностью предпочитают опираться на «простые решения», чаще всего продиктованные прагматической целесообразностью текущего момента, а не сложным анализом многофакторных «ситуаций» в их перспективном развитии. Целям и ценностям экспертизы, критериям экспертных оценок в образовании посвящены статьи А.Н. Поддьякова, Н.Н. Авдеевой, В.В. Колпачникова. Ряд статей находится на своего рода переднем крае практических разработок в образовании — С.Л. Братченко «Гуманитарная экспертиза толерантности в образовании», А.М. Лобок «Проблема диагностики и экспертизы инновационной образовательной деятельности», Г.В. Горелова «Когнитивная структуризация экспертных знаний в системе образования», В.В. Гура «Гуманитарная экспертиза медиаобразовательных ресурсов». В статье Г.В. Иванченко и В.Г. Безрогова прослеживаются основные направления и тенденции экспертизы образования в странах Запада. И, наконец, статья В.А. Ясвина и С.Н. Рыбинской представляет модель системной психолого-социальной экспертизы школы.

В небольшой четвертый раздел-приложение составители включили методические материалы по обучению экспертов и по организационно-юридическим основам экспертной деятельности. И те и другие материалы были разработаны при поддержке Федеральной программы развития образования. Программа подготовки экспертов (Приложение 1) прошла предварительную апробацию в 2005 году на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (спецсеминар, проведенный Г.В. Иванченко и Д.А. Леонтьевым). Проект положения о комплексной гуманитарной экспертизе, включенный в Приложение 2, разработан в итоге двухлетних обсуждений как основа для создающейся в данное время профессиональной организации экспертов — Гильдии специалистов психологической и комплексной гуманитарной экспертизы. Проект написан Д.А. Леонтьевым при участии Г.В. Иванченко, Ф.С. Сафуанова и Г.Л. Тульчинского.

 

Г.В. Иванченко, Д.А. Леонтьев

 

Другие книги серии:

  Всего книг в серии:65

ДРУГИЕ КНИГИ СЕРИИ

ВСЕ СЕРИИ