Либо поседеем от ответственности, либо умрем от ее избегания.
Михаил Жванецкий
 
 

+ "ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ ЕВРОПЕЙСКИХ, РОССИЙСКИХ И АМЕРИКАНСКИХ ТРАДИЦИЙ Либин А.В Первое издание 1999, Последнее издание 2005,"

Предисловие
Homo Unicum
Три стороны психологического знания
Феноменология человеческих различий
Корни субъективной реальности

Часть I. Дифференциальная психология: основные понятия
Глава 1. Познание природы человеческой индивидуальности 29
1.1. Предпосылки учения о различиях между людьми
Жизненные наблюдения и психология здравого смысла
Требования практики
Научный анализ фактов и первые эксперименты
1.2. Дифференциальная психология - право на независимость
Концептуальные интерпретации: вокруг целей, задач и методов
Теоретические установки и методологические ловушки
1.3. Универсальные дихотомии человекознания: дифференциально-психологический аспект
"Сходство-различие"
"Формальное-содержательное"
"Наследственное-приобретенное"
"Детерминизм-индетерминизм"
"Общее-единичное"
"Идентификация-индивидуализация"
"Физическое-социальное"
"Сознательное-внесознательное"
"Внешнее-внутреннее"
Третья координата - завершающий штрих
1.4. Иерархическая структура субъекта взаимодействия с миром: организм, индивид, личность, индивидуальность
1.4.1. Организм - телесный фактор индивидуальности
1.4.2. Индивид - предпосылка к личности
1.4.3. Личность - психологический носитель социальных свойств
1.4.4. Индивидуальность - интегральная биопсихосоциальная характеристика человека
1.4.5. Человек как субъект взаимодействия с миром
1.5. Дифференциально-психологическая парадигма в изучении человека
1.6. Внутренний и внешний статус дифференциальной психологии

Глава 2. Общие принципы дифференциально- психологического анализа
2.1. Традиции формального подхода
2.2. Структура индивидуальности: формообразующие компоненты
Природа темперамента и интеллекта
Структурные компоненты характера
Структурная динамика личности
2.3. Элементы гештальта и их интеграция в целостную структуру
2.4. Интраиндивидуальные и интериндивидуальные различия
2.5. Индивидуальные, типологические и групповые различия
2.6. Nature vs Nurture : эндофакторы и экзофакторы в детерминации межиндивидуальной вариативности 69
2.7. Перспективы интеракционизма: сила ситуаций vs устойчивость диспозиций
2.8. Психодиагностические измерения человеческих различий
Сила и слабость тестологии
2.9. Статистическая оценка измеряемых явлений
Нормальное распределение и коэффициент > корреляции
Зависимая и независимая переменные
Факторный анализ
Проверка адекватности тестовых измерений: внутренняя и внешняя валидность оценок

Часть II. Индивидуальная специфика психических процессов
Глава 3. Грани ментальной реальности (I): ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, представления и воображение
3.1. Исследования сенсорной сферы новорожденных
3.2. Сенсомоторные стратегии младенцев
3.3. Психомоторные стили
3.4. Индивидуальные параметры восприятия: перцептивные контроли и стили
3.5. Представления - различия в образной сфере
3.6. Дифференциальные характеристики воображения
3.7. Типы внимания и памяти
3.8. Стилевые характеристики мышления
3.9. Дифференциальная когнитология: различия в познавательных процессах

Глава 4. Грани ментальной реальности (II): эмоциональные и регулятивные процессы, речь и сознание
4.1. Паттерны эмоционального взаимодействия
4.2. Эмоциональные предпочтения, реакции и стили
4.3. Эмоциональные и неэмоциональные субъекты
4.4. Индивидуальные особенности регуляции и саморегуляции
4.5. Стиль речи: как мы говорим?
4.6. Стилевые особенности сознания

Часть III. Координаты индивидуальности человека
Глава 5. Темперамент - психобиологическая основа личности
5.1. Интерпретации понятия "темперамент": историко-психологический анализ
5.1.1. Темперамент как физиологический фактор поведения
5.1.2. Телесные проявления темперамента
5.1.3. Психологическая интерпретация "магических типов"
5.2. Новый этап в изучении темперамента
5.2.1. Исследования структуры темперамента
5.2.2. Свойства нервной системы как предпосылка темперамента
5.2.3. Дифференциальная психофизиология - новый раздел науки об индивидуально-типологических различиях
5.3. Развитие темперамента в контексте психогенетических и лонгитюдных исследований
5.3.1. Первые проявления человеческой индивидуальности
5.3.2. Устойчивость темпераментальных показателей
5.4. Темперамент, стиль, характер: о статусе темперамента в структуре индивидуальных свойств 140
Глава 6. Способности и интеллект
6.1. Что измеряет IQ?
6.2. IQ и способность к обучению
6.3. Формальный анализ интеллекта: от общего фактора к иерархическим моделям
6.4. Устойчивость интеллектуальных измерений
6.5. Наследственность и среда в детерминации интеллектуальных различий
6.6. Интеллект в структуре индивидуальных свойств
Энергетические и информационные параметры
Глава 7. Стиль человека: способы взаимодействия с миром
7.1. Весь мир - контекст
7.2. Соприкосновение с действительностью
7.3. Пространство стилевых проявлений: перцепция, когниция, личность
7.4. Феноменология когнитивного стиля
7.5. Объяснительные концепции и интерпретация стилевых параметров
Полезависимые и поленезависимые
Аналитичные и синтетичные
Импульсивные и рефлексивные
Когнитивная простота-сложность
7.6. Компоненты индивидуального стиля деятельности
7.7. Контуры общей теории стиля
7.7.1. Единая концепция стиля человека
7.7.2. Стилевые метаморфозы
7.7.3. Интерпретация гипотезы о внутреннем и внешнем статусе стиля
7.8. Типология стилей человека
Глава 8. Базовые компоненты характера
8.1. Структура характера
8.2. Характер и другие свойства индивидуальности
8.3. Я-концепция
8.4. Стратегии предпочтения, образ-Я и конструктивные рисунки
8.5. Самооценка
8.6. Саморегуляция-настойчивость-воля
8.7. Система базовых ориентаций: на себя, на предмет деятельности, на других людей
Глава 9. Личностные различия
9.1. Личность: дифференциально-психологический аспект
9.2. Корни человеческой личности
9.3. Концепции личностных черт
Экстраверсия/нейротицизм/психотицизм
Активность/социабельность/эмоциональность
Тревожность
Гнев
Застенчивость
9.4. Теории личностных факторов: три, шестнадцать, пять
Большая Пятерка: лексическая модель
Пять Факторов: психометрическая модель
9.5. Нейропсихологическая интерпретация личностных параметров
9.6. Иерархическая организация личности
9.7. Формально-динамическая модель личности
9.8. Функционирующая личность: постоянство vs изменчивость
9.9. Интра- и интериндивидуальный статус личности
Глава 10. Иерархическая модель индивидуальности человека
10.1. Конституциональный (телесный) фактор Индивидуальности
10.1.1. Морфофункциональные асимметрии
10.1.2. Нейрофизиологические гипотезы
10.2. Индивидные свойства Индивидуальности
10.3. Личность и Индивидуальность
10.4. Структура Индивидуальности человека
10.5. Метапараметры функционирования Индивидуальности
10.6. Механизмы формирования и развития Индивидуальности
10.6.1. Общепсихологическая концепция дифференциации
10.6.2. Законы дифференциации, координации и интеграции в формировании структурно-функциональной целостности Индивидуальности
10.7. Системный анализ иерархии индивидуальных различий
Часть IV. Человек в группе
E pluribus unum - групповой статус субъекта
Глава 11. Развивающаяся индивидуальность: возрастное измерение жизненного пространства
11.1. Групповые различия: методология и методы исследования
11.2. Биологические часы - генетически детерминированные паттерны индивидуального развития
11.3. Ментальные часы - возрастная динамика психических функций
Сенсорно-перцептивная сфера
Когнитивная сфера
11.4. Социальные часы - этапы освоения действительности
11.5. Время личности - "Я" в прошлом, настоящем и будущем
Глава 12. Половые различия: биологическая эволюция и социальные традиции
12.1. Половые различия и полоролевое поведение
12.2. Некоторые аспекты половой дифференциации
Специфика пола в пренатальном развитии
Половая идентификация у малышей
Мальчики и девочки в период созревания
Юноши и девушки в период молодости
Мужчины и женщины в период взрослости
12.3. Фактор пола и психика
Интеллект
Языковые способности
Реакции на стресс
Личностные переменные
12.4. Социальные стереотипы: настоящие мужчины и женщины
12.5. Полоролевое поведение личности: маскулинность, фемининность и андрогиния
12.6. Какая реальность скрывается за стереотипами?
Глава 13. Социоэкономический статус индивидуальности
13.1. Критерии различий между социальными группами
13.2. Экология индивидуального развития
13.3. Семейная среда в зеркале классовых различий
13.4. Влияние статусного уровня на интеллект
13.5. Качество жизни: образование, наличие и сложность работы, деньги и здоровье
13.6. Стремление к достижениям в контексте социальной стратификации
Глава 14. Разные полюса вида Homo Sapiens: расы и этносы
14.1. Социокультурная координата индивидуальности
14.2. Кросс-культурные исследования физического развития, психических процессов и личности 303
Раннее физическое развитие
Познавательные процессы
Интеллектуальная раса?
Культурные особенности речи
Личность сквозь культуру
14.3. Воспитание в контексте культуры
14.4. Этническое самосознание и этнические предпочтения
Субъективно-нравственное понимание лжи
Морально-правовые суждения
Отношение к работе
Мечты о будущем
14.5. Национальный характер
Культурные различия в обсуждении научных проблем
Часть V. "Иные": за границей обычного
Глава 15. Правила без исключений?
15.1. Иной - "не враждебный, а просто отличный от тебя"
15.2. Психопатология: врожденные ограничения
15.3. Классификация и измерение нарушений
15.4. Симптомокомплексы аномального развития
15.5. Формы индивидуальной дезадаптации
Когнитивно-эмоциональные девиации
Психосоматические расстройства
Факторы риска и стиль жизни
15.6. Предпосылки личностных деформаций: матрица ситуаций, фактор уязвимости и синдром выученной беспомощности
15.7. Аномалии личности и антисоциальное поведение
Линии детства: природа - воспитание - опыт
Делинквентные подростки
Болезни личности или болезни общества?
Сексуальные девиации
Жертва и насильник: психологические особенности
15.8. Дифференциальная психиатрия и психотерапия
15.9. Деструктивные тенденции индивидуальности
Глава 16. Феномен креативности
16.1. На грани... сумасшествия или гениальности?
16.1.1. Творчество как форма душевного расстройства
16.1.2. Творчество как форма уникального самовыражения
16.2. Одаренность, талантливость, гениальность - в чем разница?
16.3. Механизмы креативности?
Скорость и вариативность vs метафоричность
Интеллектуальность vs оригинальность
Конвергентность vs дивергентность мышления
Креативность vs регламентированность
16.4. Элементы жизненного пути творческой личности
16.5. Портрет гения
16.6. Конструктивные тенденции индивидуальности
Часть VI. Типовые измерения субъективной реальности
Свойства и типы
Глава 17. Типологии и классификации: от сенсорики до личности
17.1. Понятие типа в психологии
17.2. Конституциональные типологии: от морфофункциональных координат индивидуальности к общим и частным типам нервной системы 361
17.3. Соотношение первой и второй сигнальных систем действительности (по И.П.Павлову)
17.4. Современные типологии темперамента
17.5. Личностные типы
17.6. Функциональная типология: поведенческие стратегии индивидуальности
17.7. Ученый в контексте таксономии исследовательских типовbr> Старое о старом
Старое о новом
Новое о старом
Новое о новом
Глава 18. Параметры индивидуального самосознания - способы интерпретации событий
18.1. Универсальные факторы субъективных семантических пространств
18.2. Личностные конструкты как "пути предсказания событий"
18.3. Специфика личностных установок через призму ситуации
18.4. Субъективное истолкование жизненных событий: аттрибутивные стили
18.5. Счастливчики и несчастные или Личность и Судьба
18.6. В галерее "Картины жизненного пути"
Часть VII. Человек в контексте ситуации
Слагаемые взаимодействия "человек-ситуация"
Глава 19. Семья-друзья-школа: влияние референтной группы
19.1. Внутрисемейные процессы как фактор различий
19.1.1. Модели внутрисемейных процессов
19.1.2. Эффект размера семьи: порядок рождения и интеллектуальное развитие субъекта
19.1.3. Стиль родительского воспитания
19.2. Индивидуальные детерминанты процесса обучения и школьная успеваемость
19.3. Обучающие стратегии: учитель-ученик
19.4. Дифференциальная психология обучения
Глава 20. Профессиональная компетентность и жизненная успешность
20.1. Интеллектуальная компетентность в процессе высшего образования
20.2. Личностные предпосылки профессиональной компетентности
20.2.1. Выбор профессии и тип личности
20.2.2. Субъективные установки, продуктивность труда и удовлетворенность работой
20.3. Лидер: психологический тип и стиль руководства
Отличительные признаки моделей руководства
Генетика лидерства - X или Y ?
Стили лидерства: личностные и ситуативные переменные
Успешные лидеры и руководители-неудачники
20.4. Стратегии жизненного успеха и мотивация достижения
20.5. Успешные и неуспешные: поведенческий портрет
Глава 21. Реакции на стресс - защита или совладание? (Е.В.Либина, А.В.Либин)
21.1. Личность и ситуация: кто сильнее?
21.2. Адекватность оценки происходящего
21.3. Индивидуальные стили реагирования
21.4. Защита или совладание: феномены и механизмы
Ситуативные переменные
Личностные переменные
Оценка и измерение
21.5. Иерархическая организация стилевого поведения
21.6. Типология стилей реагирования на сложные ситуации: теория и эксперимент
Диагностика основных показателей
Интерпретация базовых параметров
21.7. Дифференциальная психокоррекция: Тренинг Совладания со Сложными Ситуациями
Послесловие о будущем, или вероятности развития дифференциально-психологического знания
Приложение (Перечень рисунков и таблиц)
Рисунки
Таблицы
Литература
Тезаурус основных понятий

Другие книги серии:

  Всего книг в серии:17

ДРУГИЕ КНИГИ СЕРИИ

ВСЕ СЕРИИ

 

 

($author); ?>