Эта книга методологическая. Ее отличают серьезнейшая
тематика, солидный объем, авторитетный авторский коллектив: Д.А.
Леонтьев, В.В. Майков, Б.С. Братусь, Е.И. Головаха, А.А. Кроник,
В.Е. Каган и многие другие. Основной замысел составителей
сборника в то м, чтобы представить сложившиеся научные школы
гуманистической психологии на пространстве бывшего Советского
Союза. Им это вполне удалось: среди авторов психологи из
Санкт-Петербурга, Перми, Киева, Риги, Баку и Тбилиси.
Если книга попадет в руки "простого" психолога, которому не
каждый день приходится сталкиваться с методологическими
проблемами любимой науки, я думаю, она его не разочарует и не
навеет смертельную тоску. Несмотря на всю серьезность, она
составлена и напи сана по-человечески: можно сказать, что
редакторы и авторы не только удачно показали читателям психологию
с человеческим лицом, но и создали книгу с человеческим лицом.
Д.А. Леонтьев во введении, которое называется "Возвращение к
человеку", рассказывает об истории гуманистической психологии, ее
основных направлениях, о том, как пришла она в нашу державу.
Раздел "История и методология гуманистической психологии"
показывает читателям истоки и смысл трансперсональной психологии,
методологические и теоретические основания экзистенциальной
психологии, феноменологической психологии. Б.С. Братусь
раскрывает обр аз человека в гуманитарной, нравственной и
христианской психологии. Е.И. Головаха и А.А. Кроник рассказывают
о конструктивном подходе, который сочетает психотехническую
направленность с установкой на равноправный диалог с клиентом.
Завершает этот раздел статья В.Е. Кагана о путях развития
психологии и психотерапии на нынешнем этапе.
Второй раздел "Теоретические вопросы гуманитарного понимания
человека" содержит статьи, поднимающие скорее философские
проблемы, чем чисто психологические. Сущность человека, свобода,
ответственность, смысл жизни, отношение к смерти рассмотрены
именно с позиций психологии. Но это как раз и вызывает особый
интерес. Для профессиональной пользы и для себя лично невредно
иногда бывает порассуждать о смысле жизни и вспомнить, что
говорил мудрый В.Франкл. Стремление к наслаждению, личному
счастью и даже самоа ктуализации как таковой, есть тупиковый
путь, поскольку человек оказывается замкнут на самом себе. Для
реализации смысла жизни человеку необходимо быть направленным
вовне, трансендировать себя. Это перекликается с концепцией Б.С.
Братуся, в которой лично сть рассматривается как орган или орудие
приобщения к родовой сущности человека. Для того чтобы ее
реализовать, человек в первую очередь должен быть направлен не на
самого себя, а вовне, на человечество, и для этого смысл его
жизни должен отражать некото рые общечеловеческие ценности.
Третий раздел сборника "Теоретические вопросы
гуманистического понимания человека" объединяет работы,
рассматривающие действенность гуманистического подхода в
различных областях психологической практики. Например, в статье
А.Г. Асмолова раскрывается соци отехническая роль практической
школьной психологии в создании стратегии вариативного
образования. Проблемам образования посвящена и статья Г.М.
Бреслава, в которой через призму гуманистической методологии
рассматриваются проблемы образования и подготовки психологов.
Ирина АРТЮХОВА
http://www.1september.ru/ru/psy/books/spisok1.htm