Нельзя быть экзистенциалистом и одновременно полностью чьим-то учеником
Джеймс Бюджентал
 
 

+ "ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ И ВРАЧЕЙ: ОБУЧАЮЩИЙ ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ Каган В.Е. Первое издание 1999, 807 с."

В книге Виктора Кагана впервые в отечественной психологии опубликован по-настоящему широкий банк тестовых заданий для проверки знаний по психологии: свыше 3000 заданий по 70 темам. Здесь вопросы по теории, по истории, по методам психологии, по отдельным психотерапевтическим учениям, по систематике и лечению психических расстройств и т.п. Задания предполагают выбор ответа из предложенных вариантов и снабжены в конце книги "ключом" - списком номеров правильных ответов.

Проблема одна: предложенные в книге тесты - так называемые авторские, то есть они не прошли необходимой экспертной оценки и статистической апробации. Отсюда все их недостатки.

Я добросовестно прорешал свыше 200 тестовых заданий, прежде всего по тем темам, уровень знаний по которым, я думаю, у меня достаточно высок, - это вопросы методики психологических исследований и психологического тестирования, общие вопросы теории и истории, отдельные теории личности и т.п. Выяснилось, что по тестам крайне непросто набрать свыше 70% правильных ответов. Не думаю, что найдется много специалистов, которые смогут набрать 80-90%. А ведь это желаемый уровень согласованности между экспертами.

В книге есть ряд спорных заданий. Только один пример. На вопрос "Кто впервые начал применять принципы факторного анализа в психологии?" многие вполне грамотные люди дали бы неправильный ответ (Л. Терстоун) вместо правильного (Ч. Спирмен), так как в современном понимании термины "факторный анализ" и "мультифакторный анализ" - это синонимы.

Я глубоко убежден в том, что какими бы энциклопедическими ни были знания того или иного автора в области психологии, появление серьезного банка тестовых заданий может быть лишь результатом коллективной работы, сопоставимой по масштабам коллегиальности с составлением психологического словаря или психологической энциклопедии.

Тщательная независимая экспертиза предложенных в книге заданий могла бы значительно улучшить их качество, иногда просто за счет незначительных редакционных исправлений. Но для этого должны быть привлечены особые рецензенты - узкие специалисты по соответс твующим тематическим разделам. При всем уважении к официальным рецензентам издания (Л.А. Петровская, А.С. Ломаченков) подобная работа им не под силу.

Именно поэтому книгу пока трудно использовать как готовый инструмент для экзаменационного (аттестационного) контроля. Впрочем, автор аккуратно употребляет термин "обучающий контроль" и уходит от критики.

Тем не менее, несомненно, следует приветствовать появление этой работы. Задания книги предлагают довольно высокий уровень требований к подготовке, требуют осведомленности в конкретных вопросах, знакомства со многими теориями и подходами либо из первоисто чников, либо в качественном детальном изложении.

На базе работ, подобных данной, можно и нужно создавать банк тестов, пригодный для аттестационного контроля, снабженный процентильными нормами и призванный обеспечивать объективную дифференцированную оценку выпускников различных психологических образовательных учреждений. Слишком сильно нынешние психологи различаются по уровню базовой подготовки.

Александр ШМЕЛЕВ

http://www.1september.ru/ru/psy/books/spisok1.htm

Другие книги серии:

  Всего книг в серии:65

ДРУГИЕ КНИГИ СЕРИИ

ВСЕ СЕРИИ