Выбор - это не то, что Вам предстоит сделать, а то, что Вы уже делаете.
Елена Калитеевская
 
 


Неужели это возможно? Неужели можно ее не бояться? Да и нужно ли? Кто бы плелся с ношей, чтоб охать и потеть под нудной жизнью, когда бы страх чего-то после смерти земным скитальцам волю не смущал? (Прости, Гамлет, за легкую вольность при цитировании.)

Сама постановка проблемы, вынесенной в заглавие книги, уже, как видите, наводит на размышления. Собственно, таким размышлениям и посвящены все триста с лишним страниц книги, изданной почему-то в серии \"Психологическая культура\". В рассуждениях автора пер емешаны мысли, образы, призывы, афоризмы, стихи, цитаты, они льются свободным потоком, как само время, которое неумолимо несет нас к смерти. У того, кто хотел найти готовую технологию избегания заглавного страха, это вызовет разочарование. Но тот, кто го тов отдаться на волю волн авторского текста, очень возможно, найдет здесь что-то свое, что его \"зацепит\" и подтолкнет к неожиданному инсайту. Для каждого книга может стать чем-то личным, а может и ничем не стать, и поэтому для рецензента оценить ее - вес ьма неблагодарная задача.

Ну так вот, насчет постановки проблемы. Не бояться смерти - не дорожить жизнью. Надеюсь, этот тезис доказывать не надо, хотя в книге ему, на мой взгляд, уделено мало места. Но это смотря что понимать под страхом. Одно дело, если он придает ценность каждо му мгновенью быстротекущей жизни, и другое - если парализует волю в стиле Экклезиаста: \"Мудрый умирает наравне с глупым. И возненавидел я жизнь, ибо все суета и томление духа\".

В книге тщательно разобраны различные проявления страха смерти. Детство, судьба, любовь, одиночество, работа, свобода, старость, религия - как осколки огромного зеркала, каждый по-своему отражают стремление человека к бессмертию и способы психологической защиты от неизбежности конца. В столь подробном рассмотрении мне почудилась рационализация собственного страха - психологическая защита самого автора. Неожиданным образом это книгу не портит, а, напротив, делает ее личностно окрашенной. И там, где излож ение сбивается на пространные логические рассуждения, текст заметно блекнет, а там, где автор дает волю эмоциям, иногда просто дух захватывает.

И самое сильное место книги - пролог, посвященный описанию смерти отца. Сердце, что называется, захолонуло. Искренне, скорбно, величественно, без рисовки и самолюбования, по-мужски сдержанно и в то же время глубоко прочувствованно. Тон книге задается с с амого начала, хотя в дальнейшем такой накал удается удержать не всегда.

Но хоть автор и старается избегать морализирования и директивных советов (не всегда, кстати, успешно), одна общая мысль проглядывает. Для того чтобы жить без страха смерти, нужно жить полноценным настоящим, но в тесной связи с прошлым и будущим. Мудрено? Тогда короче: \"Живите сегодняшним днем, воплотив в нем все богатство времени\". И прекрасный образ из сказки Катаева: \"Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвертая мерещится\". Я бы еще вспомнил песню из знаменитого фильма \"Москва слезам не верит\": \"Что же из этого следует? Следует жить\".

Короче, решено. Начинаю жить полноценной жизнью. Больше на завтра ничего не откладываю. Кстати, в ванной кран подтекает. Пойду-ка починю. А что? Это тоже жизнь.

Марк САРТАН

http://www.1september.ru/ru/psy/books/spisok1.htm

Другие книги серии:

  Всего книг в серии:6

ДРУГИЕ КНИГИ СЕРИИ

ВСЕ СЕРИИ