Неужели это возможно? Неужели можно ее не бояться? Да и
нужно ли? Кто бы плелся с ношей, чтоб охать и потеть под нудной
жизнью, когда бы страх чего-то после смерти земным скитальцам
волю не смущал? (Прости, Гамлет, за легкую вольность при
цитировании.)
Сама постановка проблемы, вынесенной в заглавие книги, уже,
как видите, наводит на размышления. Собственно, таким
размышлениям и посвящены все триста с лишним страниц книги,
изданной почему-то в серии \"Психологическая культура\". В
рассуждениях автора пер емешаны мысли, образы, призывы, афоризмы,
стихи, цитаты, они льются свободным потоком, как само время,
которое неумолимо несет нас к смерти. У того, кто хотел найти
готовую технологию избегания заглавного страха, это вызовет
разочарование. Но тот, кто го тов отдаться на волю волн
авторского текста, очень возможно, найдет здесь что-то свое, что
его \"зацепит\" и подтолкнет к неожиданному инсайту. Для каждого
книга может стать чем-то личным, а может и ничем не стать, и
поэтому для рецензента оценить ее - вес ьма неблагодарная задача.
Ну так вот, насчет постановки проблемы. Не бояться смерти -
не дорожить жизнью. Надеюсь, этот тезис доказывать не надо, хотя
в книге ему, на мой взгляд, уделено мало места. Но это смотря что
понимать под страхом. Одно дело, если он придает ценность каждо
му мгновенью быстротекущей жизни, и другое - если парализует волю
в стиле Экклезиаста: \"Мудрый умирает наравне с глупым. И
возненавидел я жизнь, ибо все суета и томление духа\".
В книге тщательно разобраны различные проявления страха
смерти. Детство, судьба, любовь, одиночество, работа, свобода,
старость, религия - как осколки огромного зеркала, каждый
по-своему отражают стремление человека к бессмертию и способы
психологической защиты от неизбежности конца. В столь подробном
рассмотрении мне почудилась рационализация собственного страха -
психологическая защита самого автора. Неожиданным образом это
книгу не портит, а, напротив, делает ее личностно окрашенной. И
там, где излож ение сбивается на пространные логические
рассуждения, текст заметно блекнет, а там, где автор дает волю
эмоциям, иногда просто дух захватывает.
И самое сильное место книги - пролог, посвященный описанию
смерти отца. Сердце, что называется, захолонуло. Искренне,
скорбно, величественно, без рисовки и самолюбования, по-мужски
сдержанно и в то же время глубоко прочувствованно. Тон книге
задается с с амого начала, хотя в дальнейшем такой накал удается
удержать не всегда.
Но хоть автор и старается избегать морализирования и
директивных советов (не всегда, кстати, успешно), одна общая
мысль проглядывает. Для того чтобы жить без страха смерти, нужно
жить полноценным настоящим, но в тесной связи с прошлым и
будущим. Мудрено? Тогда короче: \"Живите сегодняшним днем,
воплотив в нем все богатство времени\". И прекрасный образ из
сказки Катаева: \"Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью
замечаю, а четвертая мерещится\". Я бы еще вспомнил песню из
знаменитого фильма \"Москва слезам не верит\": \"Что же из этого
следует? Следует жить\".
Короче, решено. Начинаю жить полноценной жизнью. Больше на
завтра ничего не откладываю. Кстати, в ванной кран подтекает.
Пойду-ка починю. А что? Это тоже жизнь.
Марк САРТАН
http://www.1september.ru/ru/psy/books/spisok1.htm