Приятно, что авторам книги удалось соответствовать высокому
уровню, заданному названием серии - "Психологическая культура".
По сути, перед нами популярное изложение основ психологии
общения, или, как теперь модно выражаться, - эффективной
коммуникации.
Интересно, что книга впервые вышла около десяти лет назад, а
сейчас лишь переиздана. Но это не мешает ей смотреться вполне
современно, а парочка анахронизмов (типа упоминания пионервожатых
и парткома) лишь придают ей своеобразный шарм, этакий налет веков
ой пыли. Оказывается, и в застойно-перестроечные времена у нас
умели писать хорошие книги по психологии, сочетающие легкость
формы с глубиной содержания и строгостью изложения.
Сейчас-то на полках все больше Майерсы и Аронсоны... А ведь
"может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская
земля рождать..." При этом наши "Невтоны" оказываются даже в
более выгодном положении, чем упомянутые Майерс и Аронсон: для
последних российская и советская психология - terra incognita, а
Крижанская и Третьяков хорошо знают и отечественную и зарубежную
науку. Книга от этого, естественно, только выигрывает.
Отечественное происхождение наглядно демонстрируют
примеры-цитаты, которыми авторы иллюстрируют свое изложение.
Диалог Штирлица с Рольфом, разобранный с точки зрения
трансактного анализа, - это настоящий перл. А еще Гоголь,
Искандер, Булгаков... Становит ся понятно, почему русскую
литературу считают психологической.
Авторы подробно рассматривают перцептивную, коммуникативную
и интерактивную стороны процесса общения, а затем описывают
ритуальный, манипулятивный и гуманистический стиль общения.
"Разбор полета" производится не только на примерах, взятых из
беллетристик и, но и на случаях из реальной жизни. Такая
"приземленность" делает книгу вполне практическим руководством по
анализу поведения: как собственного, так и партнера по общению.
Кому-то, возможно, удастся не только изучить свое поведение, но и
изменить его...
Особое внимание уделяется психологическим механизмам,
нарушающим эффективность коммуникации, например, стереотипам
групповой принадлежности (здесь приведен блестящий пример -
разговор Чичикова с Плюшкиным) или давлению социальной роли.
"Барьерам непонима ния" и путям их преодоления даже посвящены
отдельные главы.
Но книга не замыкается в узких рамках темы "Коммуникация" -
некоторые вопросы современному читателю знакомы из учебников по
социальной психологии. Здесь Крижанская и Третьяков также
остаются на высоте: например, такого ясного изложения моделей
каузальной атрибуции Хайдера и Келли в других изданиях мне не
встречалось.
В нескольких рецензиях "Школьный психолог" отмечал, что
качество иллюстраций в книгах издательства "Смысл" отстает от
качества текста. На сей раз издатели избежали этой проблемы с
помощью оригинального приема: книга иллюстрирована лаконичными
черно-белым и силуэтами работы разных художников, а такая техника
предъявляет существенно меньше требований к качеству печати,
оставаясь очень выразительной.
"Грамматику общения", пожалуй, можно порекомендовать
каждому, кто интересуется этой темой - неважно, по долгу ли
службы или душевному зову. Профессионал сможет обогатиться яркими
примерами и использовать их в лекциях и тренингах, а дилетант
поймет, что и его яркая индивидуальность, увы, зачастую легко
укладывается в прокрустово ложе законов психологии. Так не в том
ли сила науки?
Марк САРТАН
http://www.1september.ru/ru/psy/books/spisok1.htm